"Джимпа" - фильм притча

Mar 04, 2019 20:08


В Петербурге случился фестиваль современного китайского кино. Проходил он с 28 февраля по 3 марта в Авроре. Особого ажиотажа не произошло, но и фестивальные работы - не кассовое кино. Посмотреть все у меня не получалось никак, даже в выходные, и только единственный тибетский фильм "Дзинпа" или "Джимпа" (как пояснил представитель организаторов, они ориентировались на китайское произношение, а нужно было использовать тибетское) меня заинтересовал, и для него я время нашла. Имя режиссера - Пема Цеден,  ничего не сказало, но Вонг Кар-вай, в качестве продюссера все-таки обнадеживал. И, сразу скажу, что я не пожалела.
Авторское хорошее кино всегда имеет несколько тем, которые развертываются на протяжении показа, причем сюжет - это только повод донести до зрителя вечные ценности. "Джимпа", с моей точки зрения, фильм о рождении бодхисаттвы, но это для тех, кто знаком с учением Будды. Но и для тех, кто не знаком, есть о чем поразмыслить.
Первая история, я бы сказала, социально-географическая. Тибет, для многих, страна сакральная, туда сейчас сложно попасть, про нее ходит много разных историй, в том числе и официальных. И вот перед зрителем горная степь, пустая и голая. Камни, горы, вода и пустая дорога. Не поймешь - весна, зима? Приметы цивиллизации, в западном смысле, скудны и тоже ненамного сужают временной интервал. Потрепанный автомобиль главного героя с кассетной магнитолой может относится как к 70-м годам прошлого века, так и к нашим дням. Чуть смещают акцент тюки сена в виде рулонов, которые везет Джимпа и пиво "Будвайзер", предлагаемое хозяйкой корчмы. Все остальное - одежда, посуда, еда, жилище, существует бог знает с каких времен и столько же просуществует еще. Но, оценив национальный колорит, по мере развития сюжета начинаешь понимать, насколько люди живущие в таких же селениях и маленьких городках нашей страны близки по своим взаимоотношениям к героям картины.
Вот местные уходят из корчмы, а на вопрос хозяйки про деньги, старший говорит - заплачу завтра, я сегодня много выпил. И она спокойно продолжает разговор с Джимпой, поскольку точно знает, что никуда не денется - заплатит.
Вот на дороге торгуют мясом, тут же его разделывая, только у нас будут стоять ведра с картошкой, яблоками, грибами, а там у всех домашний скот, его и продают. Вот главный герой по дороге заезжает к подружке, с половиной овцы в качестве презента, сколько таких историй знают у нас про дальнобойщиков?..
Вторая история фильма - это сам сюжет, в народно-мистическом ключе. На совершенно пустой дороге, отвлекшись на грифа-падальщика, Джимпа сбивает овцу. Откуда она взялась там? Селения рядом нет, растительности нет, других овец нет. Вместо того, чтобы оттащить труп на обочину, или закинуть его в кузов, водитель укладывает его рядом с собой, на пустое сиденье и едет дальше. Через некоторое время на дороге ему встречается мужчина, которого зовут так же, как и главного героя, а идет он в город, чтобы убить убийцу своего отца, искал которого 10 лет. На повороте в городок попутчик выходит, а Джимпа сворачивает в другую сторону. Доставив груз, он везет труп овцы в монастырь и просит ламу прочитать над ним молитву, чтобы овца обрела лучшее перерождение. А затем, отказавшись отдать труп монастырскому нищему, относит ее к месту погребения. Кстати, это один из способов захоронения в Тибете, называется воздушным или небесным погребением, когда тело, в том числе и человеческое,  отдают грифам-падальщикам.
По дороге обратно, главный герой решает свернуть в тот городок, куда ушел убийца. В местной корчме хозяйка рассказывает ему, что приходил такой парень, спрашивал очень достойного человека, который держит магазин. Этот человек имеет жену и сына, постоянно ходит молится в монастырь, каждый год выкупает и отпускает на волю животных, предназначенных для забоя. Месть осталась незавершенной, пришедший убивать встретил глубоко раскаявшегося человека, который сам себя покарал.
А вот дальше фильм переходит в буддийскую притчу о "Четырех безмерных". Потому что на той же пустой дороге, на том же самом месте, где он сбил овцу, автомобиль Джимпы опять натыкается на что-то. Но в этот раз просто спустило колесо. Заменив его, главный герой засыпает, во сне возвращается к раскаявшемуся убийце и убивает его. Чем берет плохую карму несостоявшегося мстителя на себя. В финале Джимпа снимает солнцезащитные очки, как символ завесы непросветленного ума, и продолжает путь уже без них.
Финальная же песня, с моей точки зрения, скорее дань государственному официозу, поскольку говорится в ней про то, какой кошмарный мир сансары, остановите я с него сойду. Такая ирония на грани: "Хотели Тибета - вот вам Тибет".

Питер, путешествия, путешествие, Санкт-Петербург, кино, Китай

Previous post Next post
Up