Несколько слов хотелось бы написать о коллекции живописи 19 века в Новгородском музее. Под нее отведено несколько залов, но смотрела я ее невнимательно - реализм, штука хорошая, но, честно сказать, еще в школе утомила:)) Известных имен и здесь хватает, например, Николай Иванович Аргунов - сын знаменитого крепостного живописца Ивана Аргунова. В новгородском музее мне понравился "Женский портрет" неизвестной, написанный 1810-1820 году.
Улыбчивая барышня явно выбивается из череды женских лиц того времени, написанных в соответствии с тогдашними канонами - девушка или молодая женщина изображалась меланхоличной, сентиментальной, в явном отрыве от происходящего вокруг. А тут вполне жизнерадостная молодая особа, вероятно такой могла быть Ольга Ларина в "Евгении Онегине".
На портрете пейзажного фона нет, платье на девушке "античного" фасона - с поясом под грудью, такой фасон был в моде до войны 1812 года, а потом вернулся и сменил "патриотический" всплеск сарафанов, душегрей и пр. после ее окончания. Неизменная шаль, в которую даме нужно было уметь по-всякому заворачиваться, и модная прическа с прямым пробором и локонами на висках. Единственный странный момент - платье из темной ткани, вполне возможно, что домашнее, поэтому и портрет получился вполне камерный и душевный.
Еще один портрет, тоже довольно известного живописца - Лампи И. Б. старшего, меня остановил скорее по ошибке. Я думала, что это Алексей Андреевич Аракчеев - знаменитый граф, "правая рука" императора Александра I и владелец новгородской усадьбы Грузино. Причем удивило именно молодое и открытое лицо на портрете.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что это генерал-майор Андрей Андреевич Аракчеев, брат Алексея Андреевича, командир 21 артиллерийской бригады в войну 1812 года. Умер в 1814.
Еще при императоре Павле I в дежурство его батальона из Петербургского арсенала случилась кража, в которой, с подачи брата Алексея, обвинили другого офицера. Павел узнав об этом, уволил обоих братьев. И на службу Андрей Андреевич был обратно призван спустя 5 лет, в 1804 году.
Уже на выходе из зала войны 1812 года обратила внимание на эскиз знаменитого жудожника-баталиста Виллевальде Г.П. Солдат российской армии написан в 1860-187 годах.
Кстати, большое полотно этого живописца встречает всех на площадке 2 этажа перед началом осмотра - "Открытие памятника тысячелетию России". У него много больших многофигурных полотен, выполненных по заказу царствующих особ из дома Романовых. В Александровском зале Зимнего дворца висят «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем» 1813-1814 годов, заказаны императором Александром I. Усмирение польского восстания 1831 года («Грохово», «Остроленка»), венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие), Крымская кампания («Схватка под Севастополем»), борьба на Кавказе («Башкадыклар», «Под Карсом», «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля») - написаны по заказу Николая I. И Александр II, и Александр III, и Николай II заказывали художнику полотна, изображавшие те или иные знаковые события из жизни государства Российского.
А эскиз заинтересовал тем, что на солдате "пикельхельм" - каска, которая очень непродолжительное время использовалась в русской армии: с 1844 по 1855 год. Правда, отменили ее окончательно только в 1881 году, но пехота перестала каску использовать именно в 1855 году. С одной стороны каска была лучше кивера, потому что была меньше и другой формы, а с другой стороны, она шилась из кожи и достаточно было ее несколько раз намочить под дождем, чтобы она теряла форму, усыхала и переставала налазить на голову. А вот в прусской армии такая каска прижилась, ее эскиз Николай I в 1837 году подарил тогда еще будущему прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Каску в прусской армии усовершенствовали и она продержалась в обмундировании немецкой армии до 1916 года. В первую мировую войну стало понятно, что такая конструкция плохо защищает от пуль и осколков голову солдат и ее заменили на полностью металлический шлем.
Работа Льва Лагорио из кавказского периода 1861-1863 годов, когда он сопровождал великого князя Михаила Николаевича. Я про художника знала только как про соавтора Козьмы Пруткова. Удивительным показалось практическое отсутствие гор, а между тем пейзаж называется "Кавказ". Именно что "показалось", потому что если просто "скользнуть" взглядом - горные пики на заднем плане воспринимаются, как облачный фронт.
И последний пейзаж - Николая Сергеева "Сенокос". Это ученик Льва Лагорио, в основном писал сельские пейзажи и жанровые сценки из малороссийской жизни.
Даже сложно сказать, чем именно этот пейзаж меня привлек. Скорее всего ясным чувством лета, солнца, сочным цветом листвы на деревьях. Даже запахом свежескошенной травы потянуло.
Все-таки слишком много времени занимает у нас поздняя осень - зима - ранняя весна. Больше полугода -точно, а лета в прошлом году и не было совсем. Нормальное такое чувство зависти:)) Как там у них тепло и солнечно. А у нас и в начале мая, когда я все это пишу, только-только крокусы расцвели. Весна, ты где?