"Окаянные дни" - это книга И. Бунина о жизни в Москве и Одессе в 1918-1920 годах, но мне представляется, что это понятие все-таки намного шире. Я его применяю по смыслу к любым поворотным дням в истории России и мира, в результате которых произошли глобальные изменения, в частности, к первой мировой войне и к Октябрьской революции.
Я не имею искусствоведческого образования, и не берусь оценивать ни картины, ни художников с точки зрения их вклада в развитие живописи и пр. Но мне интересно, как люди, жившие в 1914 или в 1917 году, отражали ее в своих картинах. Конечно, есть дневники, книги, письма, фотографии, но это только часть общего исторического полотна, которое разворачивалось в стране и отражалось в умах и судьбах людей.
Новгородский художественный музей остановил меня двумя полотнами. Первое - это натюрморт Сергея Судейкина "День войны", написанный в 1914 году.
Казалось бы - война, а тут натюрморт, и вполне себе миленький - цветы, фарфоровые игрушки, не стояла бы надпись и год, даже не подошла бы. Как сказали бы современные психологи - полное отрицание действительности.
Но Судейкин - театральный художник, в частности, в сезоне 1914-1915 года оформил несколько одноактных балетов для труппы Мариинского театра. Балет, по мнению Судейкина, был воплощением внутренней свободы. В том же году, он оформлял в Петербурге знаменитое кафе "Приют комедиантов". А если посмотреть материалы, подготовленные ЦГАЛИ к его монографии, то выясняется, что в марте 1913 года, он для себя ставил основной задачей в этом году, работу с колоритом, о чем так и написал в анкете, к предполагаемой энциклопедии. Тут же, фоном, любовные страсти между его тогдашней женой - актрисой Ольгой Глебовой, поэтом Михаилом Кузьминым и самим Сергеем. Такая себе бурная, насыщенная личная жизнь...
И все-таки, почему натюрморт? Почему такое название - "День войны"? Потому что "смерти нет"?
Вторая работа, на которую я тоже обратила внимание, "Терраса" Константина Коровина, написанная в 1917 году.
Это последний приезд художника на его дачу в Гурзуф, он называл ее "Вилла Саламбо". Построена она была рядом с домом А.П. Чехова в 1910 году. Кстати, двухэтажный дом до сих пор сохранился, теперь он принадлежит крымскому отделению Союза художников.
Что интересно, в отличие от Сергея Судейкина, Константин Коровин в Первой мировой войне участвовал, правда служил он в штабе армии, занимался вопросами маскировки и камуфляжа. Но информацию о том, что происходит он имел и должен бы как-то отдавать себе отчет в том, что происходит...
Тем не менее - яркая, летняя, солнечная терраса в Крыму и две женские фигуры. Война-то еще идет?... Да, еще до октября 1917 года дожить нужно, но и сейчас общая обстановка далека от мирной...
Впрочем, биография художника говорит сама за себя. В 1913 году у Коровина умирает брат, попадает под трамвай сын - ему отрезало ноги. Но нигде в работах того периода нет даже намека на печальные события его личной жизни.
Так что для него, вероятно, не было когнитивного диссонанса между ситуацией в обществе, стране и таким сюжетом, как на этой картине.
Он был признан советской властью, занимал определенные посты, но не вписывался в новую структуру. И, самое главное, не хотел, не понимал - зачем ему туда вписываться.
В результате, после 1920 года, вместе с женой и сыном-инвалидом, художник перебирается в Париж, якобы для лечения сына. При этом, он до последнего надеялся вернуться обратно в Россию, но собрать денег на возвращение всей семьей обратно у него так и не получилось, в 1939 году он скончался от сердечного приступа прямо на улице.
Вот так закончилась жизнь первого русского импрессиониста, как его называли.