Живопись "окаянных дней" в Новгородском художественном музее

Apr 28, 2018 23:33

"Окаянные дни" - это книга И. Бунина о жизни в Москве и Одессе в 1918-1920 годах, но мне представляется, что это понятие все-таки намного шире. Я его применяю по смыслу к любым поворотным дням в истории России и мира, в результате которых произошли глобальные изменения, в частности, к первой мировой войне и к Октябрьской революции.
Я не имею искусствоведческого образования, и не берусь оценивать ни картины, ни художников с точки зрения их вклада в развитие живописи и пр. Но мне интересно, как люди, жившие в 1914 или в 1917 году, отражали ее в своих картинах. Конечно, есть дневники, книги,  письма,  фотографии, но это только часть общего исторического полотна, которое разворачивалось в стране и отражалось в умах и судьбах людей.
Новгородский художественный музей остановил меня двумя полотнами. Первое - это натюрморт Сергея Судейкина "День войны", написанный в 1914 году.




Казалось бы - война, а тут натюрморт, и вполне себе миленький - цветы, фарфоровые игрушки, не стояла бы надпись и год, даже не подошла бы. Как сказали бы современные психологи - полное отрицание действительности.
Но Судейкин - театральный художник, в частности, в сезоне 1914-1915 года оформил несколько одноактных балетов для труппы Мариинского театра. Балет, по мнению Судейкина, был воплощением внутренней свободы. В том же году, он оформлял в Петербурге знаменитое кафе "Приют комедиантов". А если посмотреть материалы, подготовленные ЦГАЛИ к его монографии, то выясняется, что в марте 1913 года, он для себя ставил основной задачей в этом году, работу с колоритом, о чем так и написал в анкете, к предполагаемой энциклопедии. Тут же, фоном, любовные страсти между его тогдашней женой - актрисой Ольгой Глебовой, поэтом Михаилом Кузьминым и самим Сергеем. Такая себе бурная, насыщенная личная жизнь...
И все-таки, почему натюрморт? Почему такое название - "День войны"? Потому что "смерти нет"?


Вторая работа, на которую я тоже обратила внимание, "Терраса" Константина Коровина, написанная в 1917 году.
Это последний приезд художника на его дачу в Гурзуф, он называл ее "Вилла Саламбо". Построена она была рядом с домом А.П. Чехова в 1910 году. Кстати, двухэтажный дом до сих пор сохранился, теперь он принадлежит крымскому отделению Союза художников.
Что интересно, в отличие от Сергея Судейкина, Константин Коровин в Первой мировой войне участвовал, правда служил он в штабе армии, занимался вопросами маскировки и камуфляжа. Но информацию о том, что происходит он имел и  должен бы как-то отдавать себе отчет в том, что происходит...
Тем не менее -  яркая, летняя, солнечная терраса в Крыму и две женские фигуры. Война-то еще идет?... Да, еще до октября 1917 года дожить нужно, но и сейчас общая обстановка далека от мирной...
Впрочем, биография художника говорит сама за себя. В 1913 году у Коровина умирает брат, попадает под трамвай сын - ему отрезало ноги. Но нигде в работах того периода нет даже намека на печальные события его личной жизни.
Так что для него, вероятно, не было когнитивного диссонанса между ситуацией в обществе, стране и таким сюжетом, как на этой картине.
Он был признан советской властью, занимал определенные посты, но не вписывался в новую структуру. И, самое главное, не хотел, не понимал - зачем ему туда вписываться.
В результате, после 1920 года, вместе с женой и сыном-инвалидом, художник перебирается в Париж, якобы для лечения сына. При этом, он до последнего надеялся вернуться обратно в Россию, но собрать денег на возвращение всей семьей обратно у него так и не получилось, в 1939 году он скончался от сердечного приступа прямо на улице.
Вот так закончилась жизнь первого русского импрессиониста, как его называли.

страны, фото, города, живопись, Великий Новгород, путешествия, путешествие, арт

Previous post Next post
Up