Иранское искусство: "эслими"

Dec 03, 2024 20:28

Интересный текст мне недавно попался "Самые известные ремесла Ирана". Весь  его цитировать не буду, только отдельные фрагменты для дальнейшего понимания.
Самым известным традиционным иранским ремеслом является, вероятно, минакари (само слово میناکاری (отделка эмалью) по происхождению иранское, по значению связано с небом, вероятно оттого, что первая эмаль была голубого цвета) -покрытие чаще всего металлической основы расписной эмалью. Чаще всего для «каркаса» мастера берут медь, хотя многие используют и серебро с золотом....
Самое раннее появление техники минакари относится к династии Ахеменидов. Каждый исторический период Ирана внёс свои изменения в тенденцию развития минакари, искусство значительно развилось во время эпохи Каджаров, но, к сожалению, после их падения совсем потеряло свое широкое распространение....
В технике минакари в основном изготавливается посуда - голубые блюда и вазы считаются визитной карточкой Ирана....
 После изготовления посудная основа, чаще всего созданная из меди, покрывается каолином (белой глиной) и отправляется в печь с температурой обжига около 800°С. Процесс повторяют три раза, пока вся основа не будет покрыта ровным слоем каолиновой глины. Затем наступает этап росписи, традиционно в голубо-зеленых оттенках, хотя сейчас часто также используются и другие цвета: красные, коричневые, оранжевые, желтые и другие. Наиболее распространен стиль «эслими». Когда расписной слой закрепляется в печи, изделие можно считать готовым...

Вот тут меня и переклинило - было же у меня в блоге что-то про "эслими" и совсем не посуда. Подняла архив и нашла сохраненный текст sanaei про Иранское исскуство: эслими



Эслими - это орнамент, построенный по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических (каллиграфических) мотивов, в более узком смысле слова - орнамент, основанный на стилизации только растительных форм.



Эслими достигло совершенства и оформилось в особый вид искусства в исламскую эпоху (примерно к XI веку н.э.), став известным в Европе под не очень удачным названием «арабеска» (от итальянского arabesco ‘арабский’), однако растительный орнамент, послуживший его источником, существовал ещё задолго до возникновения ислама. Так, стилизованные изображения растений были обнаружены на керамике г. Сузы, а также на других произведениях, найденных на территории современного Ирана и относящихся к третьему тысячелетию до н. э. В искусстве эслими первых веков ислама видны явные следы влияния орнамента аршакидской и сасанидской эпох.



Отличительной чертой эслими является его бесконечность: развитие орнамента ограничено только рамками пространства, которое он занимает, но может быть продлено и за его пределами. Другой принцип эслими называется в изобразительном искусстве «боязнью пустоты»: поверхность стены, книжного переплёта, ковра, ювелирного изделия должна быть полностью заполнена узором. В основе этого принципа лежит идея изобилия как свидетельства щедрости Бога. Растительный орнамент становится обещанием рая, описанного в Коране как великолепный сад, где праведники будут пребывать в «тени деревьев раскидистых, среди ручьёв текучих и плодов обильных, доступных и разрешённых».



Замечательным примером использования эслими на территории современного Ирана является мечеть шейха Лотфуллы в Исфагане (1603-1619): цветочный орнамент белого, синего и чёрного цвета на желтом фоне украшает внешнюю сторону купола; двумя мозаичными панно с цветочным орнаментом в желтом, белом и голубом цвете на синем фоне обрамляется остроконечная арка дверного проёма.



(Для справки: далее текст из Рувики)
Мече́ть ше́йха Лотфаллы́ (перс. مسجد شیخ لطف الله‎) - крупнейшая мечеть Исфахана, одна из крупнейших мечетей Ирана и мира, расположенная на востоке площади Накш-э Джахан (также называется площадью Имама), в центре города Исфахан. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры, в частности исфаханской школы. Один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране, в составе площади Накш-э Джахан и расположенных на ее территории архитектурных памятников.


Мечеть названа в честь шейха Лотфаллы (имя которого с персидского переводится как «слуга Аллаха»), являвшегося имамом данной мечети в первые годы ее существования. Мечеть шейха Лотфаллы отличается своей грандиозностью, обилием разноцветной и узорчатой майолики.


Инициатором строительства мечети являлся сефевидский правитель Аббас-Шах, который в 1598 году перевёл столицу своей империи из Казвина в Исфахан. Строительство мечети началось в 1603 году, а завершилось в 1619 году. Это было первой грандиозной стройкой, инициированной Аббас-Шахом в Исфахане.

путешествия, страны, путешествие, фото, города, Иран

Previous post Next post
Up