Оригинал взят у gorbutovich в Венецианская избирательная система. XIII век "В день, назначенный для выборов, самый молодой член синьории должен был молиться в соборе Сан Марко. После, выйдя из базилики, он останавливал первого встреченного им мальчика и брал его с собой во Дворец дожей, на заседание Большого совета…"
1501-1502. Джованни Беллини. Фрагмент портрета Леонардо Лоредано, 75-го венецианского дожа. Национальная галерея, Лондон / Giovanni Bellini (active about 1459; died 1516). Doge Leonardo Loredan. 1501-1502. Oil on poplar. Dimensions 61.6 x 45.1 cm. The National Gallery, London. Source
Из «Истории Венецианской республики» Джона Норвича, о Венеции XIII века:
" За семьдесят лет XIII века Венеция заявила о себе как о мировой державе. <…> Большую часть из тех семидесяти лет Венеция сражалась. <…> Дома, однако, жизнь продолжалась почти мирно. Расширение торговли приносило все большее процветание. Торговля, по словам Мартино да Канале, била ключом, словно вода из фонтанов. Венеция выросла в размерах, великолепие поражало. <…>
Происходили изменения в конституционной сфере: Джакомо Тьеполо создал свой свод законов республики, и его клятва отразила дальнейшее ограничение власти дожа. Но летом 1268 года, когда пришло время избрания преемника, кажется, все почувствовали, что власть может выйти из-под контроля и создать угрозу государству. С ростом благосостояния вышли из безвестности и поднялись к богатству и власти незначительные прежде семейства. Между этими семьями и старой аристократией снова началась вражда, знакомая поколениям прежних веков. Вражда между семьями Дандоло и Тьеполо в правление Дзено переросла на Пьяцце в открытую свару. В связи с этим поспешно приняли закон, запрещавший выставлять родовые гербы снаружи здания.
Венецианцы не могли забыть старый патологический страх перед тем, что одна семья, даже один человек может захватить власть в республике. <…> Они прекрасно понимали, еще за шесть столетий до лорда Актона, к чему приводит абсолютная власть. [Британский историк и политический мыслитель лорд Актон писал в 1887 году: «Всякая власть развращает: абсолютная власть развращает абсолютно». - Примеч. ред.]
Новая система выборов дожей, которую они разработали, превосходила самые изощренные системы, когда-либо созданные цивилизованным государством.
2.
Начало XV века. Золотой дукат, 1400-1413. Микеле Стено, 63-й дож Венеции (см. илл.#8). Дож, коленопреклонённый перед апостолом Марком. Первые дукаты были выпущены Венецианской республикой в 1284 году / Gold ducat of doge Michele Steno of Venice. 1400-1413. AV Ducato (21mm, 3.50 g, 5h). St. Mark standing right, presenting banner to kneeling Doge. left: S(anctus) M(arcus) VANET[iae] (Saint Mark of Venice) right: MICAEL STEN. Christ standing facing, raising hand in benediction and holding Gospels, surrounded by elliptical halo containing nine stars. Around SIT T[ibi] XPE (Christe) DAT[us] Q[uem] T[u] REGIS ISTE DVCAT[us]. via
Современному человеку она кажется смешной, и до некоторой степени так это и было.
3.
XV век. Николо Троно (1399-1473), 68-й дож на венецианской серебряной монете. Лира Трон(о), 1472 год. Вес монеты составлял 6,52 г серебра 948 пробы при содержании 6,18 г чистого серебра. Аверс содержал изображение дожа, а реверс - венецианского льва. Изображение дожа на монете вызывало аналогии с монархией и недовольство республиканских кругов. После смерти Николо Троно в 1473 году выпуск портретных лиры и багатино был прекращен. При преемнике Николо Троно Пьетро Мочениго (1406-1476), 70-м венецианском доже, стали чеканить лиры мочениго (итал. Mocenigo) с изображением дожа, коленопреклонённого перед апостолом Марком (см. илл.#2 и #21) / Italia, Venezia. Doge Niccolò Tron. 1471-1473. via
Однако к ней следует присмотреться ради того, чтобы увидеть, на что готова была пойти Венеция, чтобы правление не перешло, прямо или косвенно, в руки амбициозных или нечестных людей.
4.
Конец XIV века / Drawing of the Doge's Palace, late 14th century. Bilder aus dem in derselben Kategorie befindlichen Artikel aus den Mittheilungen der kaiserl. Central-Commission zur Erforschung und Erhaltung der Baudenkmale Band 1, 1856. Herausgeber: Karl Freiherr von Czoernig. via
В день, назначенный для выборов, самый молодой член синьории должен был молиться в соборе Сан Марко. После, выйдя из базилики, он останавливал первого встреченного им мальчика и брал его с собой во Дворец дожей, на заседание Большого совета, где заседали все его члены, за исключением тех, кому было меньше тридцати лет. Мальчик, его называли ballotino, вынимал из урны листочки бумаги и тянул жребий.
5.
План Венеции XV века, фрагмент / 1486. Venise (Italie) - Plans. Bibliothèque nationale de France. Source
После первого такого жребия совет выбирал тридцать своих членов. Второй жребий должен был сократить это число до девяти, а девятке предстояло голосовать за сорок кандидатов, каждый из сорока должен был получить по крайней мере семь голосов.
6.
План Венеции XV века, фрагмент / 1486. Venise (Italie) - Plans. Bibliothèque nationale de France. Source
Группа из сорока человек должна была, опять же по жребию, сократиться до двенадцати.
7.
XV век / Map of Venice, 15th century; Page from the travelling guide of Bernhard of Breidenbach-Sanctae peregrinationes, illustrated and printed in Mainz by Erhard Reuwich, 11 February 1486 / Illustrations de Opusculum sanctorum peregrinationum ad spulcrum Christi venerandum / [Non identifié]; Bernhard de Breydenbach, aut. du texte. Auteur: Breydenbach, Bernhard von (1440?-1497). Auteur du texte. Éditeur: E. Reüwich de Trêves (Mayence). Date d'édition: 1486. Venise (Italie) - Plans. Bibliothèque nationale de France. Source, via
Эта дюжина выбирала двадцать пять человек, и они в свою очередь снова сокращались до девяти. Девятка голосовала за сорок пять кандидатов, за каждого из которых должно было быть подано не менее семи голосов, и из этих сорока пяти бюллетеней ballotino вынимал листочки с именами одиннадцати претендентов.
8.
Начало XV века. Микеле Стено (1331-1413), 63-й дож Венеции с 1 декабря 1400 / Anonymous (Venice). Portrait of Doge Michele Steno. 1400s. Tempera on wood. 46.5 × 39.5 cm Museum of Art in Łódź. via
Одиннадцать голосовали за сорок одного - каждый должен был собрать в свою пользу не менее девяти голосов. Так вот эти-то сорок в конце концов избирали дожа. [Сэр Генри Уоттон, посол Якова I в Венеции, позднее заметил, что эта удивительная процедура была изобретена бенедиктинским монахом: «Загадочная процедура придает оригинальность монастырю».]
9.
XV век. Ладзаро Бастиани (1429/30-1512). Франческо Фоскари (1373-1457), 65-й венецианский дож. Его правление было самым долгим среди всех венецианских дожей - 34,5 года / Lazzaro Bastiani (1430-1512). Portrait of the Venecian doge Francesco Foscari, Museo Civico Correr, Venice. Сirca 1457-1460 or mid to late 1470s. via
Сначала они посещали мессу, и каждый в отдельности произносил клятву, что будет вести себя честно и справедливо, на благо республики. Затем их запирали в тайном помещении дворца, отрезая от всех контактов с миром. Круглые сутки их охранял специальный отряд моряков, пока работа не была завершена.
10.
XV век. Джентиле Беллини. Портрет Джованни Мочениго, 72-го венецианского дожа / Gentile Bellini (1429-1507). Portrait of Doge Giovanni Mocenigo. Circa 1478. Tempera on panel. Height: 63 cm (24.8 in). Width: 46 cm (18.1 in). Museo Correr.via
Это все, что касается приготовлений, затем начинались сами выборы. Каждый выборщик писал имя своего кандидата на листке бумаги и бросал в урну. После листки вынимались, оглашались имена кандидатов без учета поданных за них голосов. В другую урну опускали листки, на каждом из которых стояло единственное имя.
11.
XV век. Джентиле Беллини. Паскуале Малипьеро, 66-й венецианский дож / Portrait of a Doge of Venice, probably Pasquale Malipiero. About 1460-1462. Gentile Bellini (Italian (Venetian), active in 1460, died in 1507). 53.3 x 42.5 cm. Tempera on panel. Museum of Fine Arts, Boston. Source
Если кандидат присутствовал в зале, то он выходил вместе с любым другим избирателем, носившим то же имя, а оставшиеся обсуждали его кандидатуру.
12.
XVII век. Шапка венецианского дожа (corno ducale) / Corono Ducal, Venice, Italy. 1675-1699 (made). Silk and metal. Victoria and Albert Museum, London. Source. [Шапка дожа имела форму рога]Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.
V&A: From 700AD until 1797 the Italian city-state of Venice was ruled over by the chief magistrate known as the Doge. The Doge was chosen by a committee formed of members of the leading aristocratic families of Venice and held the office for life.
This hat is an example of the 'corno ducale', a ceremonial crown which was worn by the Doge over a cap of fine linen known as a camauro. These caps were hand-made by the nuns of the Convent of San Zaccaria and a new cap was presented to the Doge every Easter Monday, following a procession from San Marco to the convent.
Затем кандидата приглашали войти и ответить на вопросы либо защититься от выдвинутых в его адрес обвинений. Происходило голосование, и, если кандидат получал требуемые двадцать пять голосов, он становился дожем. В противном случае из урны вынимали другой листок и так далее.
13.
XIII век. Герб Лоренцо Тьеполо, 46-го венецианского дожа / Coat of arms of Lorenzo Tiepolo. Doge of Venice. via
При такой мучительно сложной системе кажется странным, что вообще кого-то выбирали, но 13 июля 1268 года, всего через шестнадцать дней после смерти предшественника, был избран Лоренцо Тьеполо. Мартино да Канале, не упускавший случая описать закончившиеся выборы, с удовольствием рассказывает о перезвоне колоколов на соборе Сан Марко и толпе народа, собравшейся у храма.
14.
XIII век. A mithra, being the coats of arm of the House of Tiepolo, crowned by a Doge's horn. Detail from the ark for Jacopo Tiepolo († 1249) and Lorenzo Tiepolo († 1275) (both Doges of Venice). via
Люди окружили нового дожа и «срывали одежду с его спины» - похоже, традиция разрешала это им делать. Таким образом, дожу давали понять, что он «лицо подчиненное и милосердное».
Дож босиком подходил к алтарю, давал клятву, и ему вручали знамя Святого Марка. Затем на него надевали новое платье, сажали на поццетто и торжественно проносили вокруг площади.
16.
XVII век / Grand Procession of the Doge, Venice (Sixteenth Century). Reduced from one of fourteen Engravings representing this Ceremony, designed and engraved by J. Amman. Fig. 391 from Paul Lacroix's Manners, Custom and Dress During the Middle Ages and During the Renaissance Period, Project Gutenberg text 10940. via
Дож разбрасывал монеты, после чего входил во Дворец дожей и обращался к подданным.
17.
Doge de Venise en grand costume ducal: [dessin]. Image fixe. Aquarelle. Collectionneur : Gaignières, Roger de (1642-1715). Référence bibliographique : Gaignières, 1459. Description: Appartient à l’ensemble documentaire : Des17Gaig. Bibliothèque nationale de France, Bouchot, 1459. Source
Тем временем делегация спешила к его дому - сообщить об этой новости его жене, племяннице императора-регента Латинской империи Иоанне де Бриенна. После они вели ее в новый дом, «Обходительный, галантный, мудрый, смелый, знатного происхождения», - восхищается Мартино. Имя Лоренцо Тьеполо «стало знаменито во всем мире». <…> "
XVIII век. Каналетто. У Дворца дожей в день Вознесения, фрагмент картины. 1728/1729. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Source. Детальный вид (19919 x 12358). via
Комментарий о процедуре выборов Левона Вазгеновича Нерсесяна, специалиста по древнерусскому искусству и Венеции: "Это ситуация на середину XIII века, однако до конца существования Республики она оставалась практически неизменной. Если кто-то сомневается в эффективности подобной системы - можно съездить и посмотреть на результат - он до сих пор налицо". [Оригинал: users.livejournal.com/-corso-/280454.html - здесь источник идеи настоящего поста]
19.
XVIII век. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. 1728/1729. Джованни Антонио Каналь (Каналетто) (1697-1768 г). Холст, масло. 182х259 см. Ж-2678. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Source. В высоком разрешении - на Google Art Project: 30,000 × 20,857 pixels.
О происходящем на картине Каналетто: Набережная дельи Скьявони с Пьяцеттой и Дворцом Дожей запечатлена в день Вознесения - главного праздника Венецианской республики. У причала напротив Дворца Дожей видна сверкающая золотом галера Бучинторо, корабль дожа, вернувшийся к Молу с острова Лидо, где проходила праздничная церемония бросания золотого кольца, закреплявшая союз Венеции с морем. Обряд обручения был древним символом морской мощи Венецианской республики. Эта пышная церемония праздновалась ежегодно в день Вознесения.
Изображенный в картине Бучинторо был построен в 1728-1729 годах и отличался особой пышностью. В центре композиции видны украшенные лилиями гондолы французского посольства, сопровождавшие корабль венецианского дожа во время торжественной процессии.
Начало XVI века. Джованни Беллини. Леонардо Лоредано (1436-1521), 75-й венецианский дож. 1501-1502. Национальная галерея, Лондон / Giovanni Bellini (active about 1459; died 1516). Doge Leonardo Loredan. 1501-1502. Oil on poplar. Dimensions 61.6 x 45.1 cm. The National Gallery, London. Source. Original (3053 x 4226)
XIV век. Золотой дукат Бартоломео Градениго (1259/1260-1342), 53-го венецианского дожа / Gold coin of Bartolomeo Gradenigo (1260-1342) - the Doge kneeling before St. Mark. Bartolomeo Gradonico Gold Coin (ducato). via