Я почему-то всегда считала, что Туркестан - это как минимум территория, к которой относится несколько среднеазиатских регионов: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Казахстан.
По информации из БСЭ "Туркеста́н историко-географическая область, включавшая в 19 - начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная часть Казахстана и среднеазиатские владения России), Восточный, или Китайский (входивший в китайскую провинцию Синьцзян), Афганский (северная часть Афганистана). На территории Западного Т., присоединённого к Российской империи, в 1867 было образовано Туркестанское генерал-губернаторство; с 1886 официальное название Туркестанский край. После Великой Октябрьской социалистической революции, в апреле 1918, на территории Западного Т. была образована Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика. В результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии (См. Национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии), проведённого в 1924-25, название «Т.» стало выходить из употребления и было заменено термином Средняя Азия".
А тут в конце июля ЖЖ вынес мне архивный пост
perisher_13 2016 года, с интригующим названием
Зачем ехать в Туркестан? И я к своему удивлению выяснила, что так называется город в Казхахстане, куда можно съездить, полюбоватся на древности 14 века н.э.
Автор свой дневник давно не посещает, к сожалению, мне стало жалко, что материал интересный, но давно забыт и фотографии качественные. Опять же Казахстан открыт для наших туристов. Редактировать ничего не стала. Оригинальный текст, как всегда выделила курсивом
Ровно год назад началось наше большое путешествие по Средней Азии, а я ещё и половины отчётов не написала. И вот, приснилось мне намедни, что я вновь гуляю по мавзолейному комплексу в Туркестане, городок есть такой на юге Казахстана. Не знаю, с чего бы он мне приснился, но с тех пор всё никак не идёт из головы, «значит, надо писать», подумала я.
Казахстан вообще не впечатлил меня своими архитектурными изысками, да чего уж скрывать, он мне в принципе не понравился. Мы побывали в Петропавловске, Астане, Алма-Ате, Актобе, Аральске и только Туркестан всплывает в моей памяти ярким воспоминанием, хотя ещё, конечно, Аральск, но там несколько по иным причинам, пожалуй, про это будет следующий пост, посвящённый Казахстану. Ну а пока, вернёмся к Туркестану…
2.
Запомнился мне этот город не продуманной системой градостроительства, не красивым районом старого города, строго говоря, мы там и не побывали. Сразу с вокзала мы поехали к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясауи. Про этого известного человека в мусульманском мире я раньше и не знала, а он был великим поэтом и суфийским проповедником.
3.
Своими сочинениями он способствовал распространению ислама среди тюрков. Ходжа Ахмед Ясауи призывал приходивших к нему людей к добру, к довольствованию малым, осуждал двуличие, ложь и корысть. Умер поэт в 1166 году, после его смерти к могиле потянулись паломники, а в последствии место его захоронения стало одной из важнейших святынь мусульманского мира.
4.
Во второй половине XII века над могилой был воздвигнут первый мавзолей, он отличался монументальностью и имел богатый декор. После того как эти земли были присоединены Тимуром к его империи, он отдаёт приказ о возведении нового здания ещё более грандиозного и величественного. Некоторые источники утверждают, что цель создания нового мавзолея была как религиозная, так и политическая, что ж Тамерлан был не только гениальным полководцем, но и мудрым правителем. Жаль только его смерть прервала строительные работы.
5.
Пишут, что Тамерлан сам приложил руку к разработке проекта мавзолея и его декору. Здание включает в себя восемь помещений, группирующихся вокруг самого большого зала, в центре которого размещается огромный казан.
6.
Тайказан был специально изготовлен в 1399 году для усыпальницы Ахмеда Ясауи. Это самый большой из сохранившихся сосудов эпохи средневековья, когда-то в него наливалась подслащённая вода и раздавалась после пятничной молитвы.
7.
Украшен тайказан надписями многократно повторяющими, что «царство принадлежит богу», так же на его поверхности имеется восклицание «да будет благополучно» и начало одного стиха Корана.
8.
9.
10.
Помимо центрального зала имеются ещё и хозяйственные помещения, они включают в себя столовую, колодезную и жилые помещения. Во всех залах выставлены кое-какие экспонаты быта.
11.
Естественно, во всём комплексе имеется и мечеть, увенчанная совершенно удивительным куполом. И как древние могли сделать такую красоту?
12.
13.
Возвращаемся в центральный зал. Отсюда можно попасть в усыпальницу, но туда, как и в древности посетители не допускаются. Вот и паломники уже собрались у дверей, отделяющую Казандык (центральный зал) от могилы святого.
14.
Мавзолейный комплекс включает в себя ещё несколько зданий. Таких как средневековую баню, келью, где жил Ясави после 63-х лет, мавзолей правнучки Тамерлана, мавзолей дочери астронома Улугбека, мавзолей казахского хана Есима и другие сооружения.
15.
16.
17.
По комплексу мы гуляли достаточно долго, ну, на сколько это позволяла аномальная жара, которая стояла в то лето. Казалось, что лучи солнца буквально прожигают всё вокруг, глаза невозможно было нормально открыть и лишь в мавзолее царила приятная прохлада и тень.
18.