Там, где сейчас тишина

Dec 17, 2010 19:04


Такой Турцию я еще не знала. Мы жили всего несколько дней в отеле, вернее - ночевали, а потом ездили по малоизвестным городам, деревням, которые находятся высоко в горах. Это было так высоко, что облака были ниже меня. Я трогала этот воздух, растворялась в нем. Зато, теперь я знаю практически все про сельское хозяйство этой страны и отведала на пятилетку вперед туреческой куФни. Было интересно поехать на первую попавшуюся гору и увидеть где-то там, почти на верхушке, безумно красивый водопад, а еще выше деревню (и как они там живут??) Но, больше всего запомнилось - это античные города, сохранившиеся со времен Римской, Византийских и других эпох. Развалины древних городов и крепостей в Турции можно увидеть везде. Говорят, что только в Турции амфитеатров более двадцати.
Покажу несколько.
Многие амфитеатры были приспособлены для навмахий (гладиаторское морское сражение или шоу с имитацией морского боя). Напустив воды, арену превращали в довольно глубокое озеро, где маневрировали корабли, воспроизводя классические битвы. Тараны и абордажи, рубка на палубах, - все происходило не "понарошку", и моряки вправду захлебывались, тонули на глазах у трибун... Оживали и заливали песок ручьями крови воинственные мифы: так, нередко один отряд гладиаторов изображал греков, а другой - троянцев, чтобы воскресить перед зрителями эпизоды из гомеровых поэм.
Масштабы "развлекательных" боев на аренах поражают воображение. Не все арены имели бассейны и там, где их не было, выпускали быков и мужчин. Если же бык сильно ранил мужчину, то люди на трибуне показывали жесты, когда кисть сжата в кулак и большой палец поднят вверх, либо вниз. Исходя из большинства голосов решалась судьба человека. Если же зрелищ хотелось еще больше, то на арену к быкам выпускали женщин и детей, которым надрезали вены на ногах и быки, чувствуя запах крови, бросались на них.
В Аспендосе хорошо сохранились две грандиозные древние постройки - амфитеатр и акведук. Амфитеатр в этом городе отрыли целиком из огромного земляного холма, и он лучше других сохранился. Обе знаменитые постройки были величайшими техническими достижениями своего времени.
С этими достопримечательностями связана красивая древняя легенда. Согласно ей, приблизительно во втором веке до нашей эры, городом правил царь Аспенд. У него подрастала единственная дочь - Семирамида, славящаяся красотой и добродетелью. Два самых завидных жениха Аспендоса претендовали на руку и сердце царственной красавицы. Оба они были выдающимися архитекторами, и царь никак не мог решить кому из них Семирамида должна стать женой. Тогда он предложил обоим женихам возвести в Аспендосе по полезному и красивому сооружению, и чья постройка буде лучше, за того и будет выдана любимая дочь. В результате в Аспендосе появился акведук, снабжающий город водой, и величественный амфитеатр почти на 20 тысяч зрителей с занавесом, использовавшимся впервые в мире. Оба сооружения очень понравились царю, и тогда он предложил распилить дочь пополам. Строитель акведука не раздумывая согласился, а архитектор театра ужаснулся и отказался от женитьбы в пользу соперника, чем и убедил царя в своей любви к Семирамиде.
Акведук так и остался самым большим на территории Турции, его протяженность более 20 км.
Амфитеатр был построен в 155 году нашей эры греческим архитектором Зеноном, во время правления Марка Аврелия. По периметру амфитеатра за последним рядом сидений устроена галерея из 59 арок, имея диаметр 96 метров. Секреты акустики амфитеатра полностью не разгаданы до сих пор. Слова, произнесенные шепотом на сцене, великолепно слышны на самых последних рядах.
Сейчас в амфитеатре проходят настоящие выступления. С 1994 года там проходит ежегодный Аспендоский фестиваль оперы и балета. Один из последних громадных концертов - это был концерт Хосе Каррераса.













В Сиде амфитеатр был построен в середине 200-х годов нашей эры. В постройке имеются элементы, которые отличают его от других театров, построенных ранее. Он построен совсем не так, как у эллинов - на склоне горы, а в римском стиле на ровной площадке, сиденья держатся на сводчатых арках, а сами арки стоят на фундаменте. Под арками расположены коридоры. 29 рядов тетра вмещали 16000 зрителей. Этот амфитеатр с бассейном. Здесь устраивались морские сражения гладиаторов, которых требовалось для представления не меньше полутора сотен. Вопреки расхожему мнению гладиаторы не всегда были рабами. Многие нанимались только на один бой с почасовой оплатой. В те далекие времена сцена и своды были украшены статуями и изразцами. Чтобы оберегать зрителей во время зрелищ борьбы с дикими животными позже вокруг сцены была построена стена высотой 1,5 метра. Здесь найдено множество статуй, которые с 1964 года находятся в музеях. А многие памятники, обнаруженные здесь и относящихся к IV веку нашей эры, находятся сейчас в Риме. Поднявшись наверх, на самые высокие скамьи, можно представить себе план древнего города Сиде.
Все, что осталось сегодня, - это маски Трагедии и Комедии, отколотые от головы Медуз, разбросанные по сцене.




















Продолжение следует..

амфитеатры

Previous post Next post
Up