Пифагор...Что вспоминается? Школьная доска, какой-то треугольник на ней и тщетные попытки доказать что-то про катеты и гипотенузу. В общем, тоска смертная.
А между тем личность самого Пифагора, пожалуй, самое важное, что дала миру Древняя Эллада. Другое дело, что мир дар не принял…
Письменные упоминания о Пифагоре носят противоречивый характер и отчасти напоминают мифы. Ну и как могло быть иначе, если все эти тексты написаны как минимум спустя двести лет после смерти философа.
Философа ли?
Но начнем по порядку. Родился Пифагор в восьмидесятые годы шестого столетия до нашей эры, примерно году так в 570-м. Интересное это было время… Время Великих.
Судите сами - эти люди жили одновременно. И, говорят что даже знали друг друга: Заратустра, Пифагор, Будда, Конфуций. Извините, если кого забыл. Но и такого перечня достаточно.
Место рождения - остров Самос. В небольшом, в общем, полисе Пифагор быстро получил такую же небольшую локальную известность. Подающего надежды молодого человека местные власти за свой счет отправили учиться уму-разуму в Египет. Основной целью командировки было обозначено изучение метеорологии (так!).
И тут Пифагору повезло. Кроме обязательной программы обучения у местных жрецов и попадания в эзотерические сообщества всяких «темных» культов, Пифагор умудрился угодить в рабство.
И не к кому-нибудь, а к персам, уже в те годы норовящим завоевать Египет (в итоге удалось).
Пифагора отправили этапом в Вавилон, где он долгие двенадцать лет рыл оросительные каналы, предсказывал погоду и изучал халдейскую мудрость. Посмотреть на чудного «метеоролога» приезжал даже престарелый Заратустра. О содержании их разговоров ничего не известно. Только говорили что Заратустра уехал задумчивым.
В итоге престарелого (а шел Пифагору 56-й год) раба просто выбросили на улицу за ненадобностью и он вернулся на свой остров.
Островитяне встречали Пифагора как мировую знаменитость. Правитель Самоса даровал ему отличную дачу с видом на море и сделал личным предсказателем погоды.
Надо сказать, что метеоролог из Пифагора получился никакой. Потому как изучал он воздушные явления исключительно в плане метеоритов, комет и затмений. И после пары десятков предсказаний «Вёдро» вместо «Буря», из-за чего правитель острова едва не утоп, Пифагор отправился в изгнание.
Главного ограниченный правитель в Пифагоре просто не заметил. Он явился на родину с четким, математически точно просчитанным проектом принципиально нового государства.
Скажете, в те времена только у ленивого не было проекта своего государства? Да. Но в отличие от всех Пифагор сумел его реализовать!
Для Пифагора были равно неприемлемы как демократия, так и власть одного правителя. В первом случае его убивало равенство качественно различных. Принцип «один человек - один голос» не учитывает качество голосующих. А это настоящий специалист по людям (вот что забывают - Пифагор первым, во всяком случае в Европе, занялся изучением самого человека) считал просто личным оскорблением. Во втором его не устраивала вероятность получения власти людьми качества и отсюда тотальная власть посредственности.
Править должны люди качества. Добиться этого - задача любого полиса, который хочет процветания. Эту мысль, сформулированную в виде эзотерической фразы (единственной дошедшей до нас что ТОЧНО принадлежит Пифагору) - «Имеет значение только первая монада» - он унес с собой в изгнание.
На юге Италии есть до сих пор есть городок Кротоне. Во времена Пифагора это был полис Кротона, колония, часть так называемой Великой Греции. Тут и обосновался Пифагор с группой своих учеников (метеорологов, надо полагать). И не просто обосновался. Пифагорейцы сформировали правительство полиса. Военным вождем они назначили марионетку, Милона Кротонского - спортсмена, борца, шесть раз становившегося победителем Олимпийских игр. Управлял им фактически сам Пифагор, составивший даже его меню (сугубо вегетарианское между прочим, даже рыбу запретил).
Что представляло из себя правление пифагорейцев? Всем верховодил закрытый клуб, наподобие масонской ложи. Вход в него был возможен только после доказательства своей качественности, способности к некоммерческому служению и отказу от всех обременяющих связей. Пифагор тоже не имел личных имущественных интересов в Кротоне. Ему продолжал платить зарплату недоутопленный правитель его родного Самоса, правда каким-то унизительным способом: раз в год в порт приходил корабль, что привозил медные слитки (и это на юг Италии, где своей меди более чем) с выбитой надписью - «метеорологу».
Злые языки утверждали, что из этой меди пифагорейцы клепали фальшивую монету, но это не выглядит правдой.
А правдой было что правление некоррумпированной по определению, никак материально незаинтересованной в результатах своего правления, по сегодняшнему - агентов влияния (а как же? содержались на средства иностранной державы), не поддерживающей никаких контактов с местной аристократией изолированной группы людей духа за какие-то десять лет сделало Кротону величайшим полисом Внешней Греции.
Здесь не было никакого чуда. Просто качественное математически просчитываемое принятие решений. Только руководствуясь общественным интересом и ничем больше.
Наступила пора завоеваний. Конечно, не пифагорейцы были инициаторами. Они математически просчитали, что их малого числа просто не хватит на всю Великую Грецию и тогда придется возвращаться к неэффективным формам правления, дискредитируя идею. Соседи сами нарывались. Тогда из клетки выпускался Милон, который в голом виде с наброшенной на плечи шкурой лично убитого в местном зоопарке льва, бросался на врагов, имитируя Геракла, и с повторяющимся результатом - все враги тут же бежали.
Надо отметить что к войнам Пифагор относился сугубо положительно. При условии личного неучастия в них пифагорейцев. Ибо чем больше плебс своими руками уничтожит плебса - тем лучше.
Беда пришла, откуда не ждали. Во-первых, офоршматился (говоря уголовным языком) сам Пифагор. В шестидесятилетнем возрасте не удержал свой уд: женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты (во что верю) , покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой (во что не верю).
В общем, появились родственники. А их напрягало, что пифагорейцы отказываются от своей доли в ходе завоеваний в пользу полиса. Отсюда пошел первый негатив.
Второй пошел от закрытости ордена. Многие хоте в него вступить, но посылались без объяснения причин. Это обижало влиятельных и состоятельных нобилей. Потом уже, мнго лет спустя, пифагорейцы ввели зримые формальные испытания типа запрета говорить на три года. Но было поздно, да и как соотносятся обет молчания и качественность человека?
Короче, созрел заговор. Родственники выдали нобилям место и время очередного заседания клуба пифагорейцеы и те, забаррикадировав двери, устроили поджег. Спаслись только двое…
Пифагор просчитал такой вариант и отбыл с семейством (а у него родилась уже дочь) в Метапонт, где его тоже почти тут же настигла рука карающего плебса. Говорят, что это на его могиле Демосфен с камешками во рту учился говорить правильные вещи.
После череды диктатур и демократий кротонцы быстро пожалели о потерянном рае, но приглашать править было уже некого - пифагорейцы оказались вырезаны по всей территории Великой Греции.
Да что там кротонцы… Непонятно почему этот позитивный абсолютно опыт оказался забыт на века и невостребован вообще никем и нигде! И человечество на долгие, почти бесконечные века замкнулось в безнадежном треугольнике: Тирания - Олиграхия - Демократия…
Продолжением пифагорейской идеи приоритета первой монады стало появление в России нового политического учения, на столетия минимум опередившего своё время. Или на тысячелетие отставшего. Идеократический элитаризм и его практика - радикальный реанимационизм являются прямыми наследниками идей Пифагора. Творчески осмыслившими и абсолютно по пифагорейски математически просчитавшими вариант спасения гибнущей белой цивилизации.
Сам уникальный принцип исчисления человеческого качества не только снимает вопросы «почему и нам нельзя?», но и указывает путь как стать достойными. Кто готов - вперед, друзья!
http://radire.info/idea/?t=100