Трудно найти в России такого человека, который не знал бы про подвиг Алексея Маресьева, который после ампутации по голень обеих ног, сумел найти в себе силы остаться в строю, продолжить летать и даже одерживать воздушные победы.
Куда как менее известна история его итальянского коллеги - героического фашистского пилота Эрнесто Ботто.
Как многие пилоты его поколения, Эрнесто Ботто был воспитан гонщиком. В возрасте двадцати девяти лет он входил в число лучших итальянских пилотов, которые участвовали в гонках на гидросамолетах «Макки».
С начала гражданской войны в Испании Ботто - в рядах фашистских добровольцев.
... «Капитан Кантини» - под таким псевдонимом он был известен в Испании - совершил свой первый боевой вылет 8 мая 1937 года. Сопровождение бомбардировщиков, затем - патрулирование. Своего первого врага (И-16) он сбил в августе 1937 года.
Рутинная работа. Бои начались позднее, когда эскадрилья участвовала в операции по захвату порта Сантандер, а затем - на Мадридском фронте.
В те дни Ботто совершал до пяти вылетов в день. Главными противниками его «Фиата» C.R.32 были советские самолеты - «Чатос» («Курносый», И-15) и «Ратас» («Крыса», И-16), как называли их в Испании.
А потом настал тот день, 12 октября 1937 года.
Шестнадцать C.R.32 патрулировали в районе Фуэнтес-дель-Эбро: восемь летели на высоте три тысячи пятьсот метров, остальные - на пяти тысячах.
Вот и неприятель: легкие бомбардировщики R-Z, сопровождаемые тринадцатью И-15 и девятнадцатью И-16.
Они шли ниже самолетов националистов.
И тут один из пилотов, сержант Риголли, внезапно спикировал на республиканский патруль и атаковал И-15. Завязался бой. Остальные итальянцы вступили в сражение, поддерживая товарищей. В сумятице схватки столкнулись два C.R.32, и их пилоты выбросились с парашютом.
Ботто сохранял хладнокровие. Он поднял свой самолет выше, высматривая подходящую мишень среди «Ратас». Вот русские истребители набросились на C.R.32 - чей это самолет? Командира эскадрильи Нери?.. Не имеет значения! Пора!
С высоты в пять тысяч метров C.R.32 Эрнесто Ботто обрушился на русский истребитель и уничтожил его. Со всех сторон в самолет Ботто летели пули. Он почувствовал боль в ноге и, взглянув, увидел кровь, хлеставшую из раны.
- Разрывная пуля! - пробормотал он. - Проклятье!..
Ему удалось довести свой C.R.32 до аэродрома. Садился уже теряя сознание, и очнулся в госпитале в Сарагосе.
...Десятое переливание крови. Врач вздыхает облегченно:
- Кажется, выкарабкались, капитан. Но ногу вам пришлось отнять. Практически целиком.
Ботто вернулся в эскадрилью на костылях, с протезом, еле ковыляющий, - и не поверил своим глазам: на каждом самолете красовалось изображение «железной ноги».
- С возвращением, Эрнесто! - приветствовали его со всех сторон.
Тогда он и понял, что будет летать дальше.
А эскадрилья с тех пор так и звалась - «Железная нога» ("Gamba di Ferro").
Сначала, согласно требованию командования, герою позволили летать, но только со вторым пилотом и с дублирующим управлением.
В одну прекрасную ночь Ботто попросту угнал C.R.42 . Он доказал, что может летать самостоятельно.
Потом были тяжелые бои над Мальтой, семь одержанных побед…
Эрнесто Ботто до конца оставался верен идеалам фашизма. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года вступил в ВВС A.N.R. (Aeronautiva Nazionale Repubblicana) под руководством Муссолини.
Умер Ботто 11 декабря 1984 года