Путь всеобщего равенства

Nov 19, 2013 16:13



Серьезные крестьянские восстания в Китае случались относительно редко, зато, как говорится, метко.

Примерно через раз восставшим удавалось победить. Надо заметить, что это был еще лучший исход для Китая. За отсутствием фантазии, вождь повстанцев просто принимал титул императора и основывал новую династию. Наверное, поэтому тех краях так популярен сюжет с героем, победившим злого дракона, но самим становящимся драконом.

Гораздо хуже бывает, если восставшие терпят поражение. Об одном таком неудавшемся восстании и пойдет речь.

Второй век близится к концу. Великой срединной империей правит династия Хань. Население страны, на тот момент примерно равно нынешнему населению России. Ну да, неспокойно на окраинах. Зато куда-то слиняли северные сюнну, уже до нельзя доставшие всех (ну мы то знаем, куда они слиняли - скоро они объявятся в Европе под именем гуннов, а их вождь, Аттила, получит прозвание «Бич Божий»).

В общем, не хуже и не лучшем чем обычно. Спокойны чиновники, спокоен император. Да… Не в курсе они были достижений ленинградской школы социальной психологии, уточнивших и дополнивших ленинское определение революционной ситуации.

Для успешного анализа текущей ситуации используется понятие жизненного пространства. Нет, не в плане Drang nach Osten.

Благодаря ставшим классическими работами Курта Левина, современная политология однозначного определяет жизненное пространство как сложную конструкцию, включающую в себя четыре основных фактора: физический, экономический, правовой и культурно-политический (идеологический).

Недовольство человека какой-либо стороной жизни называется напряжением потребности. Большее или меньшее напряжение потребности хотя бы по одному из четырёх упомянутых параметров существует всегда. Но власть утрачивает управление обществом только в случае отрицательного ответа по всем четырём параметрам. Это, пожалуй, и является наиболее точным определением революционной ситуации.

Например, почему при всей опасности и кровопролитности событий Французской революции 1789-1795 гг. люди участвовали в ней и многие её активно поддерживали? Ответ прост: по всем четырём параметрам напряжения потребности достигло критического уровня.

Большинство французов долгое время были крайне ограничены в физическом (земля и жилища принадлежали 130 тыс. священникам и 150 тыс. дворянам), экономическом (низкий уровень оплаты труда, господство цехового строя с обязательной покупкой за 3500 ливров звания мастера для занятий ремеслом) и правовом (25 млн. человек, так называемые “люди подлого рода” вообще не имели правового статуса и предписание на арест любого из них можно было приобрести всего за 150 ливров) пространстве. Такое положение вещей существовало не одно десятилетие и даже не один век. Импульс же революции с последующим радикальным изменением реальности придало возникновение напряжения потребности и в четвёртой составляющей жизненного пространства - в идеологической сфере, вызванное широким распространением философских идей разумного переустройства общества. (Революционный Конвент именовал себя “собранием философов, занятых приготовлением счастья всему миру”, а Марат - “живым воплощением идей Дидро”.)

Возвращаясь к Китаю, нашлись и там свои Дидро, Руссо и Вольтер с сотоварищи.

Благодаря усилиям Чжан Цзяо и его братьев Чжан Лян и Чжан Бао, Чжан Даолина и многих менее известных проповедников, довольно маргинальная китайская религия Даосизм из учения придворных алхимиков и городских сумасшедших со своим принципом У-вэй (неделание) вдруг превратился в революционную идеологию.

В общем, пока верхи дремали, революционный даосизм в формах Тайпиндао («Путь великого равенства») и Удоумидао («Путь пяти доу риса» (были еще 86 сект поменьше) овладевал сознанием масс. Скоро весь простой Китай был убежден, что вот-вот существующим на земле несправедливым порядкам придёт конец, что зло и насилие (Синее небо) погибнут и на земле наступит время великого счастья, новая жизнь, называемая «Жёлтым небом».



Что было в революционном даосизме чего не было в старом? Взяв за основу приоритет самосовершенствования человека (в противоположность конфуцианцам, покоряющимся судьбе, диктуемой Небом (тянь мин), даосы сами управляют своей жизнью, следуя девизу «моя судьба зависит от меня самого, а не от Неба» (Во мин цай во бу цай тянь, Бао Пу Цзю)), даосы довольно быстро увидели, что этому мешает. А мешает то, что большинство китайцев вынуждено пахать с утра до вечера чтоб не умереть с голоду. Тут уж не до просветления. Ну и сделали правильный вывод: «Богатый человек, обирающий бедных, оставляя их умирать от голода и холода, действует против принципа Дао, и как лютый враг человечества. Для его преступления нет никаких оправданий» (Тайпин Цзин). Ничего удивительно, что спустя век даосизм включил в свой канон два манихейских текста.

На призыв «Мочи козлов!» одновременно откликнулось почти полмиллиона человек, в знак готовности служить торжеству Желтого неба, водрузив на головы повязки желтого цвета. Началось восстание «Желтых повязок».



В течение 20 лет в различных областях империи наряду с отрядами «Жёлтых повязок» действовали под разными наименованиями повстанческие отряды других даоских сект. Известно об отрядах повстанцев «Белой волны», «Жёлтого дракона», «Великого разлива» и др. Вожди этих отрядов по большей части носили только прозвища: «Чжан на белом коне», «Лю-камень», «Цзо-усатый», «Начальник над рабами», «Чжан-ласточка», «Ли-большие глаза», «Бедный червяк», «Писец» и т. п. В больших отрядах было по 20-30 тыс. повстанцев, в мелких - по 6-7 тыс.

Император бросил против восставших свои лучшие войска и самых прославленных полководцев. Только один из них, Хуанфу Сунн, в течение полугода умертвил более 200 тысяч крестьян.



Сражения развернулись грандиозные. Например, в одной только битве у Сяцюйяна (провинция Хэбэй) потери с обеих сторон превысили 150 тысяч человек. Желтых повязок теснили повсюду, но тут вспыхнули Шаньси и Сычуань. Да как! Численность новых повстанцев, называвших себя отрядами Черной горы, превысила миллион человек. Тут уже 400 тысячной императорской армии досталось на орехи.

Но тем и сильны духи тьмы, что победить верховную власть недостаточно. Нужно победить каждого упыря в отдельности. Император выпускает джина из бутылки: своим указом отменяет запрет на создание тайных союзов и формирование частных армий. Три могущественных землевладельца Лю Бэй, Сунь Цзян и Цао Цао повели против восставших своих наёмников. Двадцать лет продолжались сражения, но бабло побеждает «зло». Миллионы крестьян уничтожены, центральные районы Китая разорены и обезлюдели. Такова была цена победы.

Да и то победы частичной. На Юге страны создает даосское государство Чжан Лу - внук мудрого Чжан Даолина. Государтсво без богачей, без чиновников, без тюрем и без частной собственности. Во «дворах равенства» постигшие Дао раздавали рис - т.н. мясо равенства.

Свирепый Цао Цао трижды громил солдат-демонов Чжан Лу, но в итоге отчаялся добиться контроля над мятежной территорией. Тем более, что, как уверили всех члены "Удоминьдао", тот сумел овладеть тайнами даосской магии и алхимии и в возрасте 60 лет вернул себе юность. И только дожив до 123 лет вознесся на небо. Желтое, понятное дело.

Теперь внимательно! Теократическое даосское государство пережило падение империи Хань и всех последующих. Только спустя ДВЕ ТЫСЯЧИ лет государство революционных даосов-манихеев в Цзянси было вынуждено уступить новой силе Всеобщего равенства. В 1927 году государство даосского папы было ликвидирован отрядами китайской Красной Армии.

Вот только тогда на самом деле закончилось восстание Желтых повязок. Желтое небо скоро будет над всем миром.

Ну а тогда пала империя Хань, олигархи создали каждый своё государство - Вэй, У и Шу соответственно. В ходе восстания и войн Троецарствия население Поднебесной сократилось в ТРИ раза! А теперь представьте, что восстания Желтых повязок бы не было? Китайцев было бы уже три, шесть, а может и все девять миллиардов. Благо ли это было для Китая и всего мира?

Желтые повязки, Китай, восстание, даосизм

Previous post Next post
Up