И опять этот год будет посвящен в основном событиям в России, вокруг России и с участием России.
Почему? Потому что реально не интересно копаться в габсбургском грязном белье. Единственное - забавный факт, что Бельгия в XVIII - веке принадлежала Австрии (аккурат в 1713 году и перешла под венценосное крылышко).
Ну в очередной раз была заклеймена ересь янсенизма (попытка распространить протестантско-гностический тезис о предопределении и на католицизм). Ну ничего интересного. Зато у нас…
У нас буянит царь Петр (реально спал только по три часа в день, адреналин так и зашкаливал). Именно в 1713 году столица была переведена из патриархальной Москвы в элегантный, промозглый, европейский Питер.
И именно в 1713 году Россия проиграла в единственный раз сборной Франции… Блин, чертов чемпионат… Хотел сказать - Османской империи.
Позорный для России Адрианопольский договор оставил ее без флота на Азовском и Черном морях (пришлось пустить на слом несколько сотен (!) действующих и строящихся судов), был отдан Азов и под корень срыт Таганрог.
На Западе Россия уводила войска из Польши. Петр обязался отъебаться и от практически замордованных запорожцев (в один день по его приказу были казнены кошевой атаман, войсковой судья и 26 куренных атаманов, что фактически обезглавило Сечь).
Такое отступление России выглядит парадоксом на фоне успехов в сражениях с куда более грозным противником - Швецией (достаточно сказать, что опять-таки в том же 1713 году русские войска заняли Хельсинки) и тем фактом, что почти вся армия Блистательной Порты в этот период вела бои на Ближнем Востоке.
Говоря о причинах войны, достаточно указать хотя бы тот факт, что именно в Турции укрылся разбитый при Полтаве шведский король Карл XII, туда же утекла основная часть запорожцев Мазепы. В общем, не могло не полыхнуть.
Надо сказать, что невзирая на победу в сражении под Полтавой, мягкое подбрюшье России было весьма уязвимо.
Во-первых, хоть и польско-саксонский король Август и привел Польшу в ряды союзников России, сам был дико ненавидим большей частью шляхты, особенно из консервативных восточных крессов. Это дало Турции нового союзника - войска польских магнатов Потоцких.
Во-вторых, крайне неустойчивое положение сложилось на разделенной надвое еще по Андрусовскому перемирию Украине. Если в правобережной ее части командовал опирающийся на силу Дикой республики - запорожское войско, деятельный Филипп Орлик, то в левобережной атаманствовал вялый и не популярный в народе ставленник Москвы Иван Скоропадский. Понятное дело, что хотя войска обоих Украин были примерно равны по численности, по морально-волевым качествам запорожцы превосходили те силы, на которые опирался Скоропадский.
В-третьих, неспокойно было и в самой России. Еще не был окончательно разгромлен Российский вариант Дикой республики, не истреблен вольный дух русского казачества.
Меня всегда интересовало, что за метаморфоза произошла с российским казачеством. Как из вольных людей, подобных своим украинским собратьям, они превратились в главных подручных имперских властей, гонителей свободомыслия и демократии.
А вот как.
На российском Дону, как и на украинском Днепре, была своя Дикая республика - объединение людей и территорий, подчиняющихся только своим собственным решениям, дающее право голоса любому, способному носить оружие и не сдававшее своих ни при каких обстоятельствах.
Хилое российское государство до поры-до времени терпело такое «самоуправство» (а иначе как защитить свои южные границы от набегов всех подряд?), но когда почувствовало силу - решило навести порядок, отстроить и здесь вертикаль власти.
С чего начать? С введения единых законов. Требование вернуть беглецов, традиционно укрывавшихся на Дону встретило отпор - «С Дона выдачи нет!»
Ну нет, так нет. Тогда на Дон был отправлен карательный корпус князя Юрия Долгорукова (нет, не того, который Москву основал - тот был Долгорукий, а этот Долгоруков, разница). 9 октября 1707 года у Шульгинского городка казачий атаман Кондратий Булавин со своим ближайшими помощниками Хохлом и Некрасом с верными им казаками разбивает карателей, а самого князя убивает (отсюда известное выражение - Хватил Кондратий и его смягченная форма - кондрашка хватит).
Это единственный памятник Булавину. Понятно, что в Украине.
И вот тут-то и начинается падение российского казачества. Рыба гниет с головы. Поддерживаемый казачьей старшиной, другой атаман, Лукьян Максимов, с помощью царских калмык, разбивает восставших, и те бегут, понятное дело, к своим запорожским собратьям.
Оттуда Булавин вернулся уже во главе многотысячного войска, захватил Черкасский городок, в сражении на реке Лисоватке разгромил «федеральных» атаманов, взял в плен и казнил Максимова и предавшую свободу казачью старшину.
Дальше восставшие атаковали Азов, взяли в осаду Саратов…
Короче, пришлось царю снимать со шведского фронта 32-х тысячный корпус еще одного Долгорукова.
Были стерты с лица земли ВСЕ верховые донские городки, их мужское население вырезано, по Дону и Волге поплыли плоты с повешенными. Десятки тысяч сохранивших своё человеческое достоинство казаков бежали дальше на Юг, на Кубань.
Те же, кто сумел «поступиться принципами» предали и убили Булавина. Собственно от этих-то и пошло царелюбивое Донское казачество
А что же те, кто ушел на Юг? Под предводительством соратника Булавина Игнатия Некрасова они создали свою Дикую республику, со своим законом - «Заветы Некрасы» и раз и навсегда усвоенным базовым принципом «Царям не покоряться, при царях в Рассею не возвращаться» (кстати, они его действительно соблюли вплоть до наших дней).
Конечно же, отряды казаков-некорасовцев с радостью поддержали протурецкую коалицию, видя в начавшейся войне шанс вернуть Дону свободу.
Объем статьи не позволяет в деталях рассмотреть начавшуюся войну Турции, Крымского ханства и Диких республик против Российского царства (или уже империи?).
Достаточно сказать, что велась она с переменным успехом - царским войскам удалось полностью разбить и изгнать из страны некрасовцев, однако запорожцы и крымчаки отразили атаку русских и союзных им левобережных украинцев на Крым.
Судьбу войны решила неудача сверх самонадеянной попытки Петра I вывести из войны главного ее инициатора - Турцию. Прутский поход обошелся России в тридцать тысяч убитых и пленных.
Вот только несколько свидетельств о положении окруженных русских войск:
«Солдаты почернели от жажды и голода. Почерневшие и умирающие от голода люди лежали во множестве по дороге, и никто не мог помочь ближнему или спасти его, так как у всех было поровну, то есть ни у кого ничего не было». (это датчанин Расмус Эребо, тоже участник похода)
«Царь Петр бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова» (это уже посланник Юст Юль)
Приехавший взглянуть на окруженную русскую армию Карл XII попросил доверить ему управление войсками и обещал полный разгромом и пленении царя. Однако переговоры о мире уже практически закончились, и верные своему слову турки Карлу отказали.
Тяжелый мир лучше плена.
Итогом этой войны следует считать разгром Донской Дикой республики, временную отсрочку Украинской (скоро-скоро казаки-некрасовцы и казаки запорожцы встретятся в скитаниях, изгнанные навсегда со своей Родины), сохранение независимой Речи Посполитой и Крымского ханства.
Через тридцать лет Россия продолжит свой натиск на Юг. А турки узнают ярость русского штыка под Очаковом, Фокшанами, Хотином… Далее везде.