Больше надеяться в экономике не на что
«Как выглядит российская экономика из Вашингтона? - переспросил участников экономического клуба компании ФБК Андерс Ослунд. - Очень хорошо!» Старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, бывший советник правительства России и еще нескольких стран СНГ тут же пояснил, что стоит за этой неожиданно высокой оценкой: рост российского ВВП по итогам года будет 3,5 процента, инфляция - не увеличивается, внешний долг - крайне низкий, безработица - почти незаметна, платёжный баланс - прекрасный. Даже бюджет уходящего года, принятый в свое время с дефицитом, по факту, скорее всего, таковым не окажется: доходы и расходы уравновесят друг друга. Как справедливо заметил Ослунд, большинство европейских стран, задавленных рецессией, огромным внешним долгом, трудно сокращаемым бюджетным дефицитом и высокой безработицей, - мечтали бы войти в новый год с такими экономическими результатами, как Россия.
Конечно, большая часть этих результатов объясняется очень просто и вполне традиционно: дорогая нефть. Стоимость барреля в уходящем году, несмотря на некоторые флуктуации, стабильно держалась на высоком уровне и в среднем составляет 109-110 долларов. Нашей глубоко нефтезависимой экономике такого уровня пока вполне хватает, чтобы балансировать бюджет, обеспечивать определенный рост ВВП и при этом не влезать в долги.
Так значит, в российской экономике всё хорошо и она может с оптимизмом вступать в 2013-й? Ничего подобного: если отмотать время на год назад, то можно вспомнить, что к 2012 году страна подошла с целым ворохом экономических проблем, часть из которых была вызвана последствиями глобального кризиса, а часть была сугубо «доморощенной». В первую очередь решения требовала пенсионная проблема: дефицит Пенсионного фонда превысил 1 триллион рублей, а все пенсионные расходы съедали чуть ли не треть федерального бюджета. Вторая по важности проблема - тотальное доминирование государства в экономике, которое привело к резкому снижению конкуренции и «ниже плинтуса» опустило деловой климат в стране. Естественные монополии, госбанки и госкорпорации оказались в исключительном положении, притом что их эффективность, мягко выражаясь, оставляла желать лучшего. Еще одной неразрешимой проблемой стала «оборонка», в которую государство обещало закачать триллионы, но не очень озаботилось вопросом: откуда их взять?..
Ни в конце прошлого года, ни в начале нынешнего все эти проблемы власти упорно не желали решать, откладывая их на потом. Многие эксперты объясняли это остротой тогдашнего политического момента: с декабря по март страна проходила через двойные выборы - парламента и президента, что предполагало смену властной команды, располагало к популизму и не способствовало решительным действиям. Казалось, что выборы пройдут и новая правительственная команда во главе с новым премьером, засучив рукава, возьмется за решение насущных вопросов.
По крайней мере две вещи ожидались практически всеми: пенсионная реформа и масштабная приватизация госсобственности. Об этом, кстати, неоднократно говорили и сами первые лица - Владимир Путин и Дмитрий Медведев, и их окружение. Была надежда на то, что правительство приложит руку и к другим экономическим болевым точкам - реформированию ЖКХ, оптимизации социальных расходов, демонополизации хозяйственных монстров типа «Газпрома» или РЖД…
Тем более что тщательно проработанные экспертами «дорожные карты» по разным отраслям и секторам экономики в распоряжении правительства были: имеется в виду ставшая уже легендарной «Стратегия-2020», авторы которой, к слову, были удостоены высоких правительственных наград. Однако тома этой «Стратегии», в свое время упрятанные на полку, так оттуда никто и не достал, а необходимые реформы ни в одной из вышеназванных сфер никто проводить не собирался - ни после возвращения Путина в Кремль, ни после воцарения Медведева в Белом доме.
Более того, в тех областях, до которых в минувшие 7-9 месяцев все-таки дотягивалась десница власти, проблемы только обострялись. Скажем, вместо ожидаемой массовой приватизации мы получили фактическую национализацию одной из крупнейших в стране и в мире частных нефтяных компаний - ТНК-ВР, которая теперь перешла под контроль государственной «Роснефти». А попытка изменить пенсионную систему свелась к фактическому уничтожению института накопительной пенсии, который потенциально мог бы не только помочь людям накопить на достойную старость, но и обеспечить экономику столь необходимыми ей «длинными» деньгами.
ПРОДОЛЖЕНИЕ