Справедливую цену исторически определяли цари, императоры и лично боги. А у нас - следователь СК
Олег Навальный. Кадр Первого канала
Российские власти в последнее время радуют нас экономическими открытиями, не имеющими параллелей в мировой истории.
Первое открытие такого рода сделал Хамовнический суд г. Москвы, постановив 10 июля 2012 года, что на территории храма Христа Спасителя происходит не торговля сувенирами и иконками, а процесс безвозмездного дарения вещей в обмен на безвозмездное дарение некоторой суммы денег.
В связи с чем такие мелочи, как налоги и кассовые аппараты, к ХСС не относятся. Вот интересно: если мне в супермаркете безвозмездно подарят шоколадку в обмен на безвозмездное мною дарение 200 рублей - супермаркет тоже получит право не платить налоги с этого взаимного коммунизма?
Но самое эпохальное открытие совершил перед митингом 15 декабря Следственный комитет, заведя дело на братьев Навальных. Суть обвинений в том, что у Навального было почтовое предприятие - «Главное подписное агентство», которое, в частности, с августа 2008-го по май 2011-го возило почту некоей иностранной компании из Ярославля в Москву. За эту услугу иностранная компания заплатила 55 млн рублей, а следователи считают, что услуга стоила 31 млн.
То есть еще раз. Частная компания в здравом уме и твердой памяти, выбирая между предприятием Навального, «Русской экспресс-почтой», «Экспресс-доставкой», «City-Express», «Руспост», «Почтовым домом», Global Express и еще полудюжиной почтовых компаний, существующих на конкурентном рынке, - выбрала компанию Навального и заплатила столько, сколько сочла необходимым и возможным.
А СК считает, что выбрала неправильно.
Вопрос. У меня есть любимая шоколадка. В «Метро» она стоит 180 рублей, в «Бахетле» - 230, а в «Азбуке вкуса» - 260 рублей. Означает ли это, что «Бахетле» и «Азбука вкуса» подлежат уголовному преследованию?
Означает ли это, что отныне следователи СК вольны прийти в любой магазин, салон, торговый центр, бутик и т.д. и открыть на них уголовное дело, потому что цена, по которой там делают, например, маникюр, по мнению следователя СК, не соответствует справедливой?
Во всем мире цены на товары и услуги определяет рынок. И только в России цены определяет Следственный комитет.
Собственно, это и есть определение свободной экономики: свободная экономика - это когда цена на товар устанавливается покупателем и продавцом в ходе частной сделки. А тоталитарная экономика - это когда цену определяет не Рынок, а Инстанция.
Скажу честно: тоталитарных экономик в истории человечества было порядочно.
В своде законов Хаммурапи читаем:«Если человек нанял пахаря, то он должен ему платить по 8 гуров зерна в 1 год. Если человек нанял лодочника, то он должен ему платить 6 гуров зерна в год». Короче, если бы братья Навальные жили бы в XVIII в. до н.э. в городе Ларсе и наняли бы лодочника за 5 гуров зерна, они бы попали.
В законах Хеттского царства читаем: «Если кузнец сделает медный желоб весом в 1/2 мины, то его плата составляет 1,5 мер зерна. Если он сделает топор весом в две мины, то его плата составляет 1 меру полбы». Короче, если бы Навальные жили в Хаттусе в XVIв. до н.э. и продали бы топор весом в две мины за полторы меры полбы, дело было б труба.
Вообще всякое государство, обюрокрачиваясь, имело тенденцию контролировать цены. В Риме времен республики справедливых цен не наблюдалось, но вот император Диоклетиан в 301-м году издал эдикт, бесхитростно устанавливавший максимальные цены на 1000 продуктов. Из эдикта можно было узнать, что 1 модий чеснока может стоить не больше 60 денаров, а 4 либры вишни - 4 денара, и это по всему пространству империи, от Нила до Дуная, и на рынках стояли плахи с дежурными палачами, готовыми обезглавить зарвавшегося спекулянта.
Горе было бы Навальному, если бы он в 301-м году вздумал продать 4 либры вишни за 5 денаров!
Христианское средневековье в своем религиозном рвении также уважало justumpretium(справедливую цену) и запрещало turpelucrum(постыдную прибыль). Нимвегенский капитулярий Карла Великого (806 г.) требовал брать «не дороже двух денариев за модий овса, трех денариев за модий ячменя, трех денариев за модий полбы, если она будет очищена», - и, короче, если бы Навальный в 806-м году вздумал продавать полбу за три денария, но неочищенную, - это было бы turpelucrum.
Так что в этом смысле СК не сделал никаких экономических открытий, которых бы до не него не сделал Хаммурапи. Почему же я тогда говорю, что идеи СК не имеют параллелей в мировой экономической истории?
Да очень просто: вы посмотрите на список тех, кто определял справедливые цены! Цари, императоры и лично боги! А у нас справедливую цену определяет следователь СК! Поистине замечательный статистический ряд: Хаммурапи, Диоклетиан, Карл Великий и… Бастрыкин.
Адам Смит был не прав. Товарищи из СК его поправили.
Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»