Завтра в газете || Визит к Глазунову - с линейкой

Jun 23, 2009 18:19


Святых Бориса и Глеба уже вынесли?
А точную длину меча Вещего Олега установить не удалось: зал закрыт «на мероприятие»

Прошло две недели, как премьер-министр с кратким, но запоминающемся визитом посетил галерею художника Ильи Глазунова, где Путиным был обнаружен элемент фальсификации - а именно: на картине «Князь Олег с Игорем» слишком короткий и непозволительно тонкий в руке Вещего меч, абсолютно недостойный великого князя, собирателя земель и усмирителя врагов, окруживших Русь. Отметив хороший глазомер премьера и собственную политическую близорукость, Глазунов пообещал все исправить. А заодно - подумать над ролью в истории личностей св. Бориса и Глеба и, соответственно, по поводу их места на своем полотне.

Мы отправились посмотреть, как выполняется публично данное обещание.

Кассы галереи открываются в 11. Входной билет по нынешним музейным ценам дешев - 60 рублей. Народу немного. И, судя по всему, заинтересованности в большем наплыве нет - написанное от руки объявление приглашает посетить всех желающих на выставку «НЕсовременное искусство» на Сытном дворе в Коломенском. Внушительные охранники на входе, рамка-металлоискатель… Музейную тишину чуть портила приглушенная патетическая музыка, звучавшая из зала с картинами цикла «Куликово поле», и нервозная возня вокруг зала №4 «Образа России» - того самого, где Борис с Глебом и Олег с Игорем. Оттуда то и дело вышмыгивали сотрудники, сразу запиравшие за собой дверь на ключ, или - наоборот - набиравшие код на замке, чтобы вшмыгнуть обратно.

В подобной ситуации повышенной диверсионной опасности мы не стали стремиться в зал №4 сразу, чтобы обнаружить в руках Олега новый большой и крепкий меч, - вокруг было еще почти 700 картин. Их все, оформленные в 15 тематических циклов, за один визит не одолел и премьер. Мы - тоже. Однако драма художника, заработавшего себе репутацию политической живописью, огромными полотнами с ликами русских святых, политических деятелей, нищих и проституток, сразу бросилась в глаза: Илья Сергеевич оказался прекрасным иллюстратором произведений Достоевского, - о чем мало кому известно. А в зале, спрятанном под лестницей, обнаружилось еще одно душевное подполье художника: бытовые зарисовки Вьетнама 60-х, портреты юных красоток Индокитая и Южной Америки, обаятельный портрет Фиделя Кастро и коллективное фото с индийским руководством после портретирования…

Но ходить вокруг зала №4 было уже невмоготу. Картины, привлекшие внимание премьер-министра, оказались в запертом четвертом зале. Прорваться не получилось. «Почему же закрыто?» «Мероприятие», - губы музейных служителей поджаты, глаза сужены: «Смотри-ка - зашевелились после статьи. Закрыто!»

И то сказать: за две недели с мечом Олега не управиться, св. Бориса и Глеба с земли, где их обнаружил лежащими не по чину премьер, не поднять. Реставраторы икон не сразу приступают к работе, когда новая попадает им в руки. Реставратор может сказать: «Я ставлю икону в уголок и жду, когда она меня захочет». И даже разговор с высокопоставленным лицом не может ускорить этот процесс. Работа ответственная: и перед небом отвечаешь, и перед властью мирской…
По чести сказать, хорошо, что четвертый зал с «Образами России» закрыли. Все бы только и бегали, чтобы смотреть на отредактированные Путиным холсты, и никто бы не заметил, что Глазунов проявился как хороший художник - в одном портрете Достоевского: в руках щипчики для колки сахара, а за окном замерзший ребенок под облезшей рождественской елкой.


Екатерина ВАСЕНИНА
P.S. Длину меча князя Олега на момент подписания номера установить не удалось. Где и в какой позе находятся Борис и Глеб - тоже. «Новая» следит за развитием событий

А вообще-то верно подметил Сергей Кожеуров. Вся эта история с мечами напоминает один старый (но неустаревший) монолог.


image Click to view

Previous post Next post
Up