Александр Никитин. Конкуренция? Монополия? Кооперация? (Дискуссия)

Oct 17, 2017 02:30

«Хахалевгейт»: про великую Федору и малый золотник
Какой скандал был вокруг шикарной свадьбы в семье краснодарской судьи Е. Хахалевой. Уже потом она опровергала утверждения, что на свадьбу потрачено 2 миллиона долларов - на самом деле 2 миллиона рублей. И платила не она, а бывший муж Роберт Хахалев. Сам Роберт тоже подал голос: не 2, а 5 миллионов рублей, и не машину подарил молодым, как пишут клеветники, а дом. Имею право: мои предприятия дают прибыль. Тут же злые языки внесли коррективы. Если ты богач, зачем указывал на «тяжелое материальное положение» когда при покупке очередного куска земли, просил суд не брать с него полную пошлину? А кусков этих он приобрел немало. Суды его неизменно поддерживали, а вот бывшие хозяева - фермеры - весьма обижались, даже хотели участвовать в знаменитом тракторном марше на Москву против рейдерских захватов земли.

Если не зажмут дальнейший разворот критики, откроется в полной мере главный порок современного бюрократического капитализма в России. МОНОПОЛИЗАЦИЯ всего и вся. В земельных делах этот процесс особенно заметен.




Прогрессивная мадам Цапок
Полтора десятка лет целым районом Кубани правила мафиозная банда похлеще сицилийской. Грабила, избивала, насиловала, убивала односельчан. Их придушенные вопли  в январе 2006-го прорвались в центральную прессу, дошли - не могли не дойти! - до ушей краснодарской власти, начиная с губернатора А.Ткачева. И что же? Бандиты-братья Цапки остались на воле. Их мать, энергичная дама Надежда Цапок, заслонила подвиги своих отпрысков экономическими успехами. Ее агрофирма «Артекс-Агро» - 13000 га чернозема, 2500 голов отборного австралийского  скота - гордость Кубани! Так уж ли важно, что это сделано за счет миллиардного госкредита, что часть этой земли оттяпана у бывших колхозников-пайщиков, что на полях вкалывают рабы-гастарбайтеры? Паспорта отобраны, при попытках бежать бьют и калечат…

Структуры, подобные этой «мегаферме», в «полуразвитых» странах зовут просто и грубо - «латифундия». И при очередной революции  непременно делят на мужицкие паи. У нас, наоборот, чиновники и их приближенные собирают паи себе под задницу и называют себя, как Лужков свою миллиардершу-супругу, - «крупные эффективные собственники».

В 2011 году грянула на весь мир страшная резня в коттедже фермера Аметова. 12 человек стали жертвой цапковской банды - хозяева, гости, младенцы, женщины, старики. Вот тут все зачесались и в Москве, и в Краснодаре - стали судить, сажать, снимать. А кое-кого по странной чиновничьей логике и повышать: Ткачев из губернаторов перешел в министры.

Сейчас за наследство цапков сражаются доморощенные гиганты. Один аж из Ростова пожаловал. Не жук на палочке - концерн «Покровский». Его интересы в Кущевской представляла старушка-пайщица Анна Данько. 87 лет, работала на автозаправке, пай 6,5 га. Предъявила счет Надежде Цапок на 5000 гектаров и 300 миллионов рублей. И выиграла иск в Кущевском райсуде - представьте себе! Но тут возмутились другие латифундисты. Нет, не иезуитством в законах, которое позволяет отдать якобы одному пайщику то, что обманом и насилием отобрано у сотен других. Тем, что не им досталась земля - не холдингу «Кущевский», возглавляемому Федором Стрельцовым, процветавшему при Цапках. Или агрокомплексу имени Н.И.Ткачева. Почему-то никому в голову не пришло самое простое: а зачем нам, стране, крестьянам и горожанам России все эти тысячегектарные холдинги и комплексы? Нельзя ли без них обойтись?

За что боролись, на то и напоролись?
Пословица есть на Руси: «Велика Федора да дура. Мал золотник да дорог». Ее  сегодня подвергают сомнению. Что эффективней: множество активных мелких и средних «субъектов» в экономике, в политике, в информации, в культуре, всюду - или  несколько мощных структур с сильной умной личностью во главе? С деньгами, наукой и техникой в одних руках.

Чего вы хотите? Это Капитализм. Это благословенный Рынок. За что боролись, на то и напоролись. КОНКУРЕНЦИЯ! Сильные пожирают слабых, богатые - бедных. Африканский царек срывает своих крестьян с земли и продает их работорговцу. Тот в три яруса набивает рабами каравеллы, и тех, кто не сдохнет, доставляет в Америку на плантации хлопка. Крупные эффективные. Все довольны - генерал-губернатор богатеющей колонии, король, текстильные фабриканты. Потомки торговца через три поколения станут почтенными бизнсменами-монополистами. И бывшим африканцам лет через триста тоже счастье улыбнется - один даже президентом США станет. У нас с некоторым опозданием тот же процесс. После страшной конкуренции (братья Цапки) крупная эффективная МОНОПОЛИЯ - (мама Цапок). У нее деньги, мощности, техника! У нее порядок, а не базарный разгул, как в «лихие девяностые». Что, собственно, вам не нравится, господа критиканы?

Стоп-стоп, тут логика наших воображаемых оппонентов начинает хромать. Если монополизм в экономике - благо, то зачем вы, власть имущие, расхваливаете полезность малого и среднего бизнеса, горюете, что в российском ВВП его доля меньше, чем в Китае или в Европе? Если монополия в политике -хорошо, то на кой вам вся эта возня с партиями, с оппозицией, с выборами? Если в информации монополизм полезен, то зачем премьер Медведев пропагандирует интернет с его радугой мнений? Если монополизм - идеал, то зачем вы держите федеральную антимонопольную службу? Да затем что это прописная истина: где монополия, там застой, гниение, распад или взрыв!

На каждом шагу в поведении властей предержащих эти противоречия… На словах всей душой за малый бизнес. На практике как менты гоняли с площади у метро «Планерная» старушек с собственными яблоками или цветами, так и гоняют. Там же придушили колхозный рынок, где хоть какие-то следы были производителей - крестьян и дачников. Загнали покупателя под крышу в огромный торговый центр. Там редкий покупатель сиротливо слоняется у прилавков с тоскующими продавцами, с одинаковыми ценами и почти наверняка с хозяином-монополистом.

В теории - за фермеров. На практике - «холдинги» и «концерны». Супер-пупер, «не кроши нас мелко»…

По идее, выступать бы за развитие периферии, за расцвет малых городов и сел, за расселение российского народа по пустующим землям. Для здоровья лучше, в оборонном смысле безопаснее, соблазнов меньше у перенаселенных стран. На деле - раздуваемая до неприличия Москва и ближнее Подмосковье. В угоду монополистам-застройщикам собирают народ со всего СНГ.

Вроде бы всем в мире ясно: нельзя, недопустимо, преступно, глупо, наконец, собирать в немногих руках львиную долю земных благ. ЗЕМЛИ. ДЕНЕГ. ВЛАСТИ. ИНФОРМАЦИИ. При нынешних технических возможностях это смертельно опасно. И для самих «счастливчиков». Сегодняшний псих- монополист - это вам не кустарь вроде Тамерлана или Бонапарта! Это Чикатило с ядерной кнопкой. И даже мирная, спокойная жизнь общества сегодня из-за монополизма - какая-то помесь банка, борделя и бедлама. Чиновник, он же капиталист. «Ерш» - пиво с водкой. Последствия  те же, что после студенческого банкета…

Выход один: демонополизация. Она же демократизация. Максимум прав и возможностей вниз, массам, во всех сферах общественной жизни. Прежде всего, на земле! До этого не только в России, но и в большинстве других стран еще очень далеко! И все-таки есть просветы в тучах!

«Коктейль Молотова» и бидоны у ворот
Институт Земли при Колумбийском университете по заданию ООН определяет «уровень счастья» в 155 странах мира. Думается, «счастье» не очень удачное слово. Скорей подходит «благополучие». Но в общем, исследование серьезное - с массой критериев, с учетом объективных факторов и опросов граждан. Тут и ВВП на душу населения, и продолжительность жизни, состояние медицины и образования, уверенность в будущем, гражданские свободы, уровень коррупции и многое другое.

В первой пятерке одни скандинавы. Правда, Швейцария затесалась, а Швеция выпала на девятое место.

Пятая - Финляндия. Вокруг ее «передового опыта» ходим как кот возле горячей каши. Соседи же! Отчего у наших северян не так? Почему из Карелии ездят в Суоми собирать и сдавать чернику? У великого рунопевца карела Архипа Ивановича Перттунена великий финский ученый Элиас Лённрот записывал таинственное и прекрасное творение двух народов-эпос «Калевала». Почему тамошняя волшебная мельница изобилия «Сампо» заработала только  у одного «соавтора»? Наверно, без загляда в историю не обойтись?

…Вдруг в прессе  вспыхнул спор насчет памятной доски Маннергейма  в Питере. Оставить или снять? До того как стать финским маршалом, противником СССР в двух войнах, он был русским офицером. Учился  в  Петербурге. Был одним из двух кавалергардов сопровождавших царя Николая  во время его коронации. В японской и германской войнах храбро и честно сражался за Россию, в составе которой до революции была Финляндия. Об этом и напоминала доска.

У меня лично   сразу встал в памяти 1941 год. Я жил тогда в Петергофе у дяди с тетей. Они взяли меня из детдома, куда я попал из-за ареста родителей в 37-м. Любили меня они не меньше, чем своих - Диму и Владика - и жилось нам хорошо в нашем чудном  городке под Питером.

За месяц до войны поехали мы в Лахту - картошку сажать. В электричке  какая-то старушка повествует: «Вышла к нам из лесу эта женщина. Платье белое до земли, глаза огромные, страшные. Показала рукой на запад и сразу платье стало красным  как кровь. И тут же исчезла, как растаяла…» Я после того ночь не спал - плакал, тосковал, боялся чего-то. Тетя Леля меня приласкала и успокоила.

Утром мы с Владиком весело собирались в дядино торфохозяйство - в Калининскую область. Думали на лето - получилось на всю войну. Тетю Лелю и Димку немцы угнали в Германию. А был бы на месте дядющка, мой дорогой Рудольф Карлович Шмелин, его бы расстреляли непременно. Был он истовый коммунист, бывший латышский красный стрелок. Мы по всем эвакуациям  таскали тома Ленина-Сталина. Когда приехали в выселенную республику Немцев Поволжья, могли занять любой хороший дом в райцентре. Вместо этого дядя Рудольф по призыву  райкома партии поехал в степь- снопы из-под снега откапывать и таскать на молотилку. Жили мы в угарной землянке, вшивые и полуголодные. Зато в  районной газете, где сообщалось о разгроме немцев под Москвой была еще  скромная заметка о «трудовом подвиге» эвакуированных, в том числе Р. К. Шмелина. Мы с Владькой очень гордились, сидя на остывающей печке.

В общем, чудом спаслась половинка семьи от оккупации или от блокады, в которой погибли сотни тысяч наших земляков-ленинградцев.. Могу ли я забыть, что с севера именно Маннергейм запер ленинградское «кольцо смерти»? Памятник союзнику Гитлера? Нет уж, извините!

А с другой стороны, ведь и то правда, что до Великой Отечественной была еще «зимняя». 105 дней финны отбивались от сталинской империи, которая в то время имела с Гитлером вполне корректные отношения. Финнам же и правительство приготовили, во главе с коммунистом Куусиненом. И песню армейскую сочинили: «Принимай нас, Суоми-красавица!» «Приняла»! Лыжниками-призраками  в белых халатах с автоматом «Суоми», «коктейлями Молотова» (термин оттуда, от финских остряков, как и сами бутылки против  танков). Целые дивизии погибали в окружениях на  глухих лесных дорогах. Пирровой была наша победа в той, по слову Твардовского, «войне незнаменитой». А ведь лет 20 назад действительно могла бы страна принять поласковее  «рабоче-крестьянское» воинство.. И нищета в Финляндии в 1918-м была, и жестокая гражданская война, и финская «Красная гвардия», не менее «кремневые», идейные коммунисты, чем «латышские стрелки» Что изменилось к 1939 году?

«Финны ощущали, что за последние 20 лет им удалось достичь более высокого уровня культуры и жизни, чем русским, им удалось ослабить бремя нищеты и добиться впечатляющих успехов … за счет одной из самых успешных в мире систем кооперации» (Э.Энгл и Л.Паанен «Советско-финская война», Москва 2004)

Вот! Может быть, слово найдено - «КООПЕРАЦИЯ»? Основа основ скандинавских (и не только!) перемен в устройстве общества. Свободное, мирное сотрудничество массовых собственников? Только в том, в чем они ХОТЯТ объединяться. Вместо тупой давящей монополии. И грызни -конкуренции.

У А. Куприна в дореволюционном очерке «Немного Финляндии» картинка: семейные встречают на станции молочниц из Питера: заботливо снимают пустые бидоны с плеч. Так вот кооперация избавила селян от полных бидонов. Взяла на себя сбыт и переработку. Масло «Валио» в магазинах Питера - это она. Бидоны с молоком, доверчиво выставленные у финских фермерских ворот - ее бидоны. На агропроме и на лесе прожили, пока не поднялась современная промышленность - от судостроения до электроники. Свой кусок пашни и леса - мелкая и средняя собственность - плюс кооперация - вот плацдарм страны на пути к процветанию.

С молодости в памяти застряло финское слово «торпари». Это батраки-арендаторы земли. Два-три дня в неделю отработок на хозяина. Самые были бесправные и самые «красные» в годы гражданской войны. Нет их сейчас в Суоми! «Торпы»-участки выкупили, и теперь там полноправные фермеры или хозяева дач, сдаваемых горожанам.

Кооперация против монополии - это сегодня и для нас актуально. Когда чиновники и олигархи тысячами гектаров скупают крестьянские паи, то это чаще всего делается для спекуляции землей для  быстрых прибылей (за рубеж в офшоры) за счет истощения земли монокультурами или для создания гигантов-свинокомплексов. Они не только воду и воздух травят. Они уничтожают СЕЛО РОССИИ. Фермеры арендовали паевую землю и платили односельчанам дешевыми кормами для скота на подворьях. А монополисты не только брезгуют такой мелочевкой. Они то и дело руками чиновников организуют уничтожение свиней на подворьях, под соусом какой-то африканской чумы - такая борьба с конкурентами… Слезы, скандалы, инфаркты - Победа Цапков и Хахалевых.

И 49-е место России  в «индексе  счастья». Первое - у Норвегии. Почему? Читайте в следующем блоге.

кооперация, земля, фермеры, собственность

Previous post Next post
Up