Яд, именуемый историей

Apr 01, 2009 13:25

О толерантности/интолерантности политики спорят давно, а положительных результатов что-то не видно. Возникает вопрос: а нужно ли школьникам прививать толерантность? Может быть, следует действовать иначе? Помню, Галина Кожевникова в интервью «Новой газете» заявила, что нужно не «вдалбливать в голову детям, что есть некие народы с неким набором свойств, даже если эти свойства позитивные», а просто учить их думать (это, разумеется, чрезвычайно трудно).

Я еще кое-что вспомнил на эту тему:

«…Года полтора тому назад я изо всех сил пытался убедить <…> учителей в том, что образование, которое они дают молодому поколению в так называемом демократическом обществе, никак не отвечает задачам, встающим перед этим обществом. <…> Возмущенные учителя заявили, что я не знаю толком, что делается в школах. Зато я знаю, что в школах не делается, потому что я читаю газеты, а там пишут, как их ученики откликаются на общественные дела. <…> Идеи о национальных различиях не возникли естественным путем. К ним приучили народы. Их силой навязали народам. Если две страны поменяются младенцами, те, став взрослыми, тоже будут воевать - только против своей родины. Национализм взращен искусственно, преподаванием истории, и эти взгляды прививают родители, друзья, преклонение перед национальным флагом и всякие торжества, вся система школьного обучения и особенно порядки в школах. И этот школярский, заученный национализм сейчас угрожает цивилизации. <…> Обычно историю писали и повсеместно обучали ей специально для того, чтобы формировать умы сообразно воззрениям данного общества. История учила быть гражданами, патриотами, учила объединиться во славу нации или для какого-нибудь агрессивного предприятия. <…> Если мы хотим, чтобы мир был единым, то и думать о нем мы должны как о чем-то едином. Мы не должны исходить из понятий нации, государства, империи, которые нуждаются в примирении и сплочении. Если мы хотим достичь общего мира, то национальные различия следует считать второстепенными. В процессе развития человечества они то появлялись, то исчезали почти по воле случая. Широкое образование может совсем стереть национальные различия. <…> Культурному учителю не пристало говорить: наша национальность, наш народ, наша раса».

Знаете, кто это? Герберт Джордж Уэллс, писатель, ученый-биолог, социолог-любитель. Цитаты из его доклада 1939 года «Яд, именуемый историей».

Недавно, кстати, Общественная палата взялась учить деток толерантности.


Илья КРИГЕР

кригер

Previous post Next post
Up