Ещё в 1965 году, в очерке "О прозе", В.Т.Шаламов поставил жирный крест на романе.
" ...Роман умер И никакая сила в мире не воскресит эту литературную форму. Людям, прошедшим революции, войны и концентрационные лагеря, нет дела до романа. Авторская воля, направленная на описание придуманной жизни, искусственные коллизии и конфликты (малый личный опыт писателя, который в искусстве нельзя скрыть) раздражают читателя, и он откладывает в сторону пухлый роман ...Пухлая многословная описательность становится пороком, зачеркивающим произведение. ...Собственная кровь, собственная судьба - вот требование сегодняшней литературы. Если писатель пишет своей кровью, то нет надобности собирать материалы, посещая Бутырскую тюрьму или тюремные «этапы», нет надобности в творческих командировках в какую-нибудь Тамбовскую область. Самый принцип подготовительной работы прошлого отрицается, ищутся не только иные аспекты изображения, но иные пути знания и познания. Весь «ад» и «рай» в душе писателя и огромный личный опыт, дающий не только нравственное превосходство, не только право писать, но и право судить."
Согласен, но возможно это предвидение. Шаламов хорошо чувствовал угасание этого литературного жанра и описал это. Для него роман действительно умер и он это попытался ответить на вопросы: "Какая литературная форма имеет право на существование? К какой литературной форме сохраняется читательский интерес?" и чем будет "новая проза". И время ещё покажет насколько он оказался прав.
Сейчас наступают новые времена и появляются новые темы и имена (я, например!). Может быть, отмирает роман, как большой объем страниц. Динамичнее сюжеты, меньше собственных рассуждений, больше материала и вопросов читателю. Если в начале прошлого века "Война и мир" никого не смущал объемом, то сейчас многим кажется жутко затянутым. И это не плохо и не отголосок предвидения Брэдбери в "451", это просто смена ритма. Предыдущее поколение всегда отстает от последующего и всегда брюзжит по этому поводу. И небо было голубее и любили иначе! Не то, что нынче!
" ...Роман умер И никакая сила в мире не воскресит эту литературную форму.
Людям, прошедшим революции, войны и концентрационные лагеря, нет дела до романа.
Авторская воля, направленная на описание придуманной жизни, искусственные коллизии и конфликты (малый личный опыт писателя, который в искусстве нельзя скрыть) раздражают читателя, и он откладывает в сторону пухлый роман
...Пухлая многословная описательность становится пороком, зачеркивающим произведение.
...Собственная кровь, собственная судьба - вот требование сегодняшней литературы.
Если писатель пишет своей кровью, то нет надобности собирать материалы, посещая Бутырскую тюрьму или тюремные «этапы», нет надобности в творческих командировках в какую-нибудь Тамбовскую область. Самый принцип подготовительной работы прошлого отрицается, ищутся не только иные аспекты изображения, но иные пути знания и познания.
Весь «ад» и «рай» в душе писателя и огромный личный опыт, дающий не только нравственное превосходство, не только право писать, но и право судить."
Reply
Reply
Не про членов, а про роман вообще.
Reply
Reply
Reply
Предыдущее поколение всегда отстает от последующего и всегда брюзжит по этому поводу. И небо было голубее и любили иначе! Не то, что нынче!
Reply
Leave a comment