«Положена наклейка - вешай и помалкивай в тряпочку!»

Feb 06, 2009 16:29



Как не хочется быть «чайником»!

Именно под этим заголовком на форуме моего сайта развернулась такая жаркая дискуссия!.. Нет, не дискуссия - сплошные вопли и стоны толпы по поводу предстоящей «дискриминации», «унижения», «неполноценности» на дорогах: знак, видите ли, узаконен для начинающих водителей.

А я совершенно уверен - доведись, не дай Бог, похоронить каждому из этой толпы родного или даже знакомого человека, погибшего на дороге, - от этой толпы горстка бы самых «упертых» осталась. А доведись похоронить (не приведи Господь!) еще раз кого-то - не стало бы и горстки.

За 37 лет практически ежедневной водительской жизни я похоронил пятерых.
Причем четверо - профессионалы высочайшего класса - испытатели. Они владели автомобилем, как частью своего тела. И - погибли. Почему?

Начиная свою водительскую жизнь, практически никто не понимает, не ощущает той гигантской сложности, того многообразия ситуаций, которыми эта жизнь обладает. Как, собственно, и обычная наша, «безколесная» жизнь. Но если в обычной жизни наши ошибки не караются смертью практически никогда и она, смерть, где-то там, далеко-далеко, за десятилетиями жизни, то в водительской жизни смерть проносится рядом с каждым десятки, сотни раз - в сантиметрах! - в каждой поездке.

Для водителя смерть от жизни отделяет только прослойка опыта. В первые месяцы вождения она тонкая, как полиэтиленовый пакет. С годами и километрами - утолщается. Но какой бы толстой она ни была, прослойка опыта начинает уменьшаться при увеличении скоростей. Потому что скорость ошибки не смертельные (и чужие, и свои) превращает в смертельные.

Проехав за 37 лет более полутора миллионов километров, дважды обогнув за рулем Земной шар и побывав в полутора десятках аварий, я честно и объективно ощущаю свой опыт - одеялом. Может быть, пуховым. Но не более.
Заметил закономерность: чем опытнее водитель, тем больше он осторожничает. И не потому, что в себе не уверен - в себе-то он как раз уверен: дай ему перекрытую трассу - равных не будет. Но вокруг него не перекрытая трасса, а огромный, живой, ежесекундно меняющийся мир.

И опытный водитель, настоящий профессионал, едет осторожно потому, что в каждое мгновение движения ВИДИТ БОЛЬШЕ ВАРИАНТОВ ЧУЖИХ ОШИБОК, чем их видит менее опытный водитель, и едет так, чтобы быть защищенным и от них.
Смешно смотреть на тех «воробьев», которые, проездив полгода-год-два, чувствуют себя асами - это первая стадия водительского идиотизма. Как правило, она кончается серьезной аварией, после которой наступает просветление сознания. Но - временное, на несколько лет, до второй аварии. Таких стадий может быть много - у каждого по-разному.

Человек самодостаточный, умный, не будет комплексовать от знака «новичок за рулем». Наоборот - он повесит его на заднее стекло своего автомобиля с облегчением: ему станет ездить чуть-чуть безопаснее и легче. Человек глупый, недалекий будет его стесняться, как клейма неполноценности. И он будет прав: неполноценность в нем есть - в мозгах.

Вернусь к тому, с чего начал - почему погибают даже профессионалы, умеющие чувствовать автомобиль, как собственное тело? Потому что это - всего одна четверть идеального водителя. Вторая - научиться прогнозировать опасность. Другими словами - уметь правильно оценивать степень риска в каждое мгновение движения автомобиля. Третья - объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. И, наконец, четвертая составляющая, обобщающая остальные, - научиться противопоставлять риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности. Этому учатся всю жизнь и многие-многие сотни тысяч километров. И лучше - на чужом опыте. Но это дано немногим - избранным.

Убеждать всех и доказывать то, о чем я написал выше - бесполезно. Поэтому: отставить сопли-вопли типа «как не хочется быть «чайником!» и - соблюдать закон. Положена наклейка - вешай и помалкивай в тряпочку.

Повзрослеешь - все поймешь.

Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой»

авто, гейко

Previous post Next post
Up