Крымчане меняют украинские автомобильные номера на российские, после чего автоматически становятся невыездными.
В ГИБДД Симферополя - две очереди, по полтора километра каждая.
Две недели осталось у крымских автолюбителей, чтобы заменить украинские регистрационные номера на российские. Этого требует Постановление Правительства РФ №399. Вместо «АК» и «КР» на машинах до 1 апреля 2016 года должны появиться 82-й и 92-й регионы России: Крым и Севастополь соответственно.
Правда, смене номеров на полуострове радуются меньше, чем смене флагов. Из-за того, что принадлежность Крыма России не признана миром, люди оказались в ловушке: если не сменить номер, то на полуострове тебя ждут штраф и лишение прав на срок до трех месяцев, если сменить, то при въезде на Украину - изъятие автомобиля. В некоторые другие страны авто просто не пропустят: об этом уже сигнализируют крымчане, пытавшиеся проехать в Грузию.
Встреча в «очереди баранов»
В ГИБДД Симферополя - две очереди, по полтора километра каждая. Первая тянется по объездной дороге, вторая - прямо по улице Киевской, на которой и находится Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел автоинспекции. Легковушки, грузовики и микроавтобусы ползут по первой полосе со скоростью один метр в 10-15 минут: прием ведут всего семь инспекторов ГИБДД.
- А ты видео, случаем, не снимаешь? - смеется подвозящий меня к концу очереди таксист Сергей. - Сейчас бы поугорали! Ты только посмотри на них: кто ж вас раньше-то держал? Вам, баранам, еще год назад сказали, что надо менять!
Свою машину Сергей оформил еще в январе.
- За двадцать минут все прошел. Я понимал, что все в последний момент ломанутся. Люди же надеялись, что отсрочат или вовсе отменят это постановление, потому что как на Украину-то теперь ездить?
Проезжая мимо очередного автомобиля, Сергей резко тормозит. В очереди среди «баранов» - его сын Кирилл, меняющий номера на своем «Мерседесе».
- Ты ж до завтра здесь простоишь, - говорит Сергей. - Еды хоть взял?
- Я вообще-то второй день уже здесь, - отвечает Кирилл.
«Плохая мотивация»
Когда Сергей уезжает, Кирилл достает двухсторонний скотч и начинает цеплять на него отвалившиеся молдинги.
- Все равно многие не успеют, - говорит он. - ГИБДД отчитывается, что по 6,5 тысячи человек в неделю переоформляет, но, думаю, это брехня: мы вот с тобой уже полчаса стоим, а проехали два метра.
Когда Кирилл заканчивает-таки клеить молдинги, к машине подходит женщина: «Чай-кофе желаете? Пирожки?» Она ставит на капот гигантский термос. Кирилл берет два пирога с картошкой и чай. 150 рублей.
- Вот тебе и Крым: делают деньги на нашей беде, - улыбается он.
- Что именно для тебя беда?
- Вся эта пробка. На Украину мне ездить незачем - никого у меня там нет. А вот здесь время терять обидно. Я уже не первый раз стою. Сначала нужно получить талон на техосмотр, затем подать заявление на смену номеров - целый день на это уходит. Здесь некоторые люди по два дня стоят, даже из машины не вылезают. А ради чего? Чтоб не наказали? Плохая мотивация.
«Пять тысяч - и уедешь через час»
- В жизни не было так скучно, - зевает Вадим, водитель Volkswagen, плетущийся в хвосте очереди. - Давай хоть в морской бой поиграем.
Пока расчерчиваем клетки, Вадим рассказывает:
- У меня в Херсонской области мама живет. Я к ней на выходные езжу. Друзья есть в Киеве, в Одессе. Связь с Украиной колоссальная. Да, мы хотели в Россию. Мы и сейчас довольны, что в России. Но зачем нас испытывать? Я автомобиль ведь покупал не для того, чтобы теперь к маме автобусом по шесть часов добираться.
Рассуждения Вадима перебивает стук в окно.
- Айрат, - здоровается заглядывающий в салон мужчина. - Стоять надоело? Могу пропустить вперед. Я уже в первой очереди стою. Пять тысяч - и уедешь через час с новыми номерами.
- Жирно, - говорит Вадим.
- Сегодня не пройдешь. Тут ночевать будешь, - разводит руками Айрат.
- А я подготовился, - бормочет Вадим, закрывая стекло. - Это же целый бизнес: займут первые места, продают, потом снова в конец очереди едут и стоят. Я вот чего не понимаю: почему нельзя найти компромисс? Сделайте исключение для крымских машин: поставьте их на российский учет, но с украинскими номерами. Только машины серии «АК» и «КР». Нужно же понимать, какая у нас ситуация.
Базы нет
Техосмотр симферопольцы проходят на площадке за воротами ГИБДД. Инспекторы осматривают каждую машину по 5-10 минут. Работа идет напряженно, на появление журналиста и сотрудник ГИБДД, и водитель реагируют однозначно: «Не отвлекай».
- Мне это вообще не нужно, - цедит сквозь зубы лейтенант. Он замерз: на улице +1 и северный ветер. - Работаем с восьми до девятнадцати. Чуть накосячишь - премии лишат.
- Сколько еще осталось непереоформленных?
- Да откуда я знаю? Украина же базу не передала. Мы вообще не знаем, сколько в Крыму автомобилей.
Реакция властей
По словам начальника ГИБДД Крыма Бориса Левина, по состоянию на конец января 2016 года не сменили номера всего 15-17% крымчан. Но эти цифры выглядят странно: в марте пресс-служба автоинспекции отчиталась о росте числа прошедших перерегистрацию автомобилей с 2,5 тыс. до 6,5 тыс. в неделю. При этом очереди в ГАИ только растут.
Этот рост отметили и в прокуратуре республики. Надзорное ведомство потребовало от руководства крымского ГИБДД привлечь дополнительные силы и обеспечить круглосуточный прием документов и осмотр авто «во избежание роста социальной напряженности».
А вот премьер Крыма Сергей Аксенов обвинил в создании очередей неких «мошенников». «На сегодняшний день одна из проблем, которая в первую очередь беспокоит крымчан и не решается, к большому сожалению, ни должностными лицами, ни представителями правоохранительных структур, - это очереди в МФЦ, ГИБДД и в другие организации, где осуществляется оказание государственных услуг. Есть видеоматериалы, на которых видны мошенники, которые формируют очередь».
14 марта о проблеме заговорили в Законодательном собрании Севастополя: зампред городского парламента Александр Кулагин предложил официально обратиться к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой перенести окончательную дату замены украинских номеров на российские с 1 апреля на 1 июля. «В Севастополе многие автовладельцы не успели перерегистрировать свои машины. Уже сейчас понятно, что у многих желающих не получится перерегистрировать свои машины до конца месяца», - отметил Кулагин. Севастопольский парламент рассмотрит возможность такого обращения на очередной сессии 22 марта.
Свою лепту в решение крымского транспортного кризиса пытаются внести и киевские чиновники. Чтобы не лишать крымчан возможности въезжать на Украину, глава Госслужбы по делам Крыма и Севастополя Нариман Устаев предложил создать на пунктах пропуска в Херсонской области специальные хранилища, где жители полуострова смогли бы оставлять российские номера и на время нахождения на материке менять их на украинские. Этот вопрос в ближайшее время будет поставлен перед кабмином Украины. «Нерешаемых проблем нет, если речь идет о политике государства по отношению к своим гражданам», - подчеркнул Устаев.
Между тем сами крымчане уже сигнализируют, что одной Украиной список стран, куда въезд с российскими номерами региона запрещен, не ограничивается. «В феврале нас с мужем не пустили в Грузию, - написала на севастопольском форуме жительница полуострова Светлана Минаева. - Местные пограничники пробили регион по какой-то международной базе и заявили, что в России такого региона не существует».
Иван Жилинсобкор в Крыму
фото автора