Московское стояние 10 декабря быстро обрастет своей мифологией. Но победа по «ящику», как всегда, будет приватизирована не теми, кто её одержал на площади
Я точно знаю, кто вывел людей на площадь. Это не Путин с Медведевым и даже не Чуров, которым хорошо малых детей пугать. Это руководители трех федеральных каналов - Эрнст, Добродеев, Кулистиков. Да, разумеется, их вдохновляли могучие фигуры Путина с Сурковым, но слишком рьяно они хотели быть первыми учениками - из тех, что святее Папы Римского. Десять лет тотальной лжи в «ящике» уперлись в точку невозврата. По иронии судьбы она совпала с годовщиной интервью, данным Медведевым вышеупомянутым господам, в котором президент возмущался колоссальным разрывом между Интернетом и ТВ. Разрыв обернулся взрывом, когда каналы даже не упомянули о тысячах протестующих в центре Москвы. Уже прошли митинги на Чистых Прудах и Триумфальной, уже было понятно, что страна проснулась, а цельнометаллическая Екатерина Андреева привычно вещала о том, как «нашисты» на площадях столицы празднуют триумф правящей партии.
И вот та же Андреева несколько дней спустя тем же голосом без интонаций, который дается особо отличившимся на ниве многолетнего вранья, рассказывает пастве о «проявлении демократии» в Москве и других городах…
В день великого стояния на Болотной перед ТВ, впавшим в кому, нарисовалась грандиозная задача - найти ракурс в освещении нового сопротивления. Ракурс, который устроил бы Путина с Сурковым и одновременно не очень разозлил бы тех, кто вышел на площадь.
Столь разновекторные задачи решились довольно нехитрым способом. Первым делом кати андреевы на всех каналах заговорили о митинге оппозиции как о торжестве «демократии в действии» (подобные сюжеты изящно намекали на основополагающее - демократию в наших широтах, как и всё прочее, раздает известно кто). Вторым пунктом новостных выпусков шли гимны в честь безукоризненной работы полиции и ГИБДД (тут с телевизионщиками трудно спорить). Третьим пунктом под названием «Разное» давались такие картинки и сюжеты с митингов, чтобы люди, далекие от интернета, то есть главная аудитория ТВ, толком не смогли понять - о чем, собственно, звук? Важно было только одно - упаси боже, не пустить в эфир слоган «Россия без Путина». Корреспондент канала «Россия» явил чудеса изобретательности, заменив слоган пространным эвфемизмом: собравшиеся требовали «перемен в гражданских институтах страны».
Особая песня - количество митингующих. От плюрализма зашлкаливало сознание - звучали цифры от 20 до 80-ти тысяч. Мудрый Первый канал сообщил о 20 тысячах, среди которых одна тысяча - журналисты. Апофеоз журналистского мастерства случился на молодом канале «Москва 24». Тут вещал веселый корреспондент с веселой фамилией Кобелюк.
Недоуменно оглядываясь на памятник Карлу Марксу данный Кобелюк спрашивал как бы сам себя: «А что здесь происходит?» и тут же бодро отвечал: «А ничего особенного не происходит».
Митинг открыл дверь в некую новую реальность, которой еще нет названия. Болотная быстро обрастет своей мифологией. На авансцену выдвинутся новые герои. Победа, как всегда, будет приватизирована не теми, кто её одержал. Вот уже и Тина Канделаки отметилась на баррикадах.Сегодня она ведет колонну бунтарей и общается с Алексеем Венедиктовым. Вчера она присутствовала на мозговом штурме у Суркова в числе лучших умов великой державы типа Кургиняна с Шевченко и Минаева с Якеменко. Завтра «икона стиля» (самоназванье) материализуется на встрече поклонников Медведева. «Я всегда на стороне креативного класса!», - объясняет Канделаки неразумному интервьюеру кардинальную жизненную позицию. Умница Тина. Она знает, где именно в любой точке пространства и времени находится креативный класс.
Всем бы так! Тогда, быть может, радость победы не отравляла бы неотступная мысль: а что потом?
Слава Тарощина Тина Болотная