Немецкая пресса подвела итоги международной конференции по безопасности.
Дебаты по актуальным проблемам мировой политике на нынешней Мюнхенской конференции по безопасности, как заметила берлинская газета Der Tagesspiegel, постоянно колебались между скептицизмом и надеждой. Зачастую то и другое звучали из уст одного и того же политика. Так, глава госдепартамента США Джон Керри, характеризуя современную международную обстановку, пессимистично
заявил, что мир, возможно, еще никогда до этого не имел дело одновременно с таким количеством кризисов и развалившихся государств. Но закончил Керри на оптимистической ноте: «Эти кризисы нас не победят. Европа и Америка преодолевали и более тяжелые угрозы».
Центральным событием второго дня конференции стало выступление главы российского правительства Дмитрия Медведева. Если в прежние годы,
пишет Der Spiegel, между Путиным и Медведевым существовало разделение ролей по схеме плохой-хороший полицейский, то в Мюнхене премьер-министр России, воспринимавшийся до этого либеральным реформатором с приветливым лицом и мягкой речью, предстал совсем в ином качестве.
Жесткий тон, предложения как орудийные залпы, громоподобные упреки - напомнили мюнхенскую речь президента Путина в 2007 году.
Термин «новая эра холодной войны», который прозвучал в выступлении Медведева, отмечает немецкий журнал, отражает, по сути, разочарование России в последних 25-ти годах мировой истории. С позиции Москвы, вместо партнерства возникла конфронтация, потому что Запад, расширяя НАТО и Евросоюз на Восток, воспользовался тогдашней слабостью России.
Относительно конфликтов в Украине и Сирии, российский премьер риторически задал вопрос: «Кто виноват?» И сам же ответил: Запад. Среди обвинений и упреков в адрес западных партнеров, считает Der Spiegel, остались почти не замеченными пассажи о готовности России к сотрудничеству в совместной борьбе с радикальным исламским терроризмом и преодолении миграционного кризиса.
Между прочим, замечает далее журнал, доклад российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с трибуны конференции, также не содействовал разрядке напряженной ситуации. Лавров с демонстративно скучным видом зачитал свою речь, в конце которой поставил под сомнение прогресс, достигнутый накануне на переговорах по Сирии.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая после Медведева и явно пытаясь, по мнению немецкой прессы, снизить накал страстей после его речи, заявил: «Мы определенно не находимся в состоянии холодной войны». Далее он сконцентрировался на проблеме беженцев, призвав Европу к сплочению, которая не сможет, опустив жалюзи, отсидеться в ситуации миграционного кризиса.
«Мы должны бороться за Европу, - заключил Штайнмайер, - иначе через год на очередной конференции в Мюнхене мы будем иметь дело совсем с другим континентом».
В дискуссиях с участием президентов Польши, Литвы и Финляндии, считают немецкие СМИ, также отразилась обеспокоенность за судьбу единой Европы.
Глава польского государства Анджей Дуда довольно жестко раскритиковал Германию, которая, по его словам, не всегда готова считаться с интересами соседей и партнеров по ЕС, что подрывает атмосферу доверия в европейском масштабе. Дуда имел в виду позицию немецкого правительства по «Северному потоку-2». Польша настроена против возведения второй очереди газопровода, однако Берлин под предлогом, что это коммерческий проект, официально не желает оказывать влияние на немецкие фирмы.
Президенты Литвы и Финляндии высказались за дальнейшее наращивание присутствия НАТО в Прибалтике. При этом финн Саули Ниинистё обосновал свою позицию просто и откровенно: «Во всех внезапных событиях последнего времени в нашем регионе и в Сирии постоянно участвует Россия. Приходится терпеть различия во мнениях с Москвой - она ведь у наших дверей».
Мюнхенская конференция,
констатирует Die Welt, в целом продемонстрировала, как еще глубоко сидит недоверие в современных международных отношениях и, особенно, между Западом и Россией. Европа видит угрозу со стороны Москвы, которая, начиная с Украины, поставила под сомнение всю систему европейской безопасности, а теперь, о чем часто и много говорили в кулуарах конференции, намерена и дальше дестабилизировать ситуацию через новые потоки сирийских беженцев.
Кремль, в свою очередь, обвиняет Запад в растущей «моде на русофобию».
О накале страстей, утверждает Die Welt, свидетельствует и необычное по своей остроте заявление Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Он предупредил Россию воздержаться от применения ядерного оружия в военных конфликтах и указал на то, что «силы устрашения североатлантического альянса также располагают ядерными компонентами».
Под занавес конференции выступил сенатор Джон Маккейн, речь которого, по
мнению Frankfurter Allgemeine Zeitung, можно считать официальной позицией новой администрации США, если республиканцы победят на предстоящих выборах. Маккейн, в частности, заявил, что российский президент не заинтересован в том, чтобы быть партнером Запада. Путин, убежден американский сенатор, рассматривает Сирию в качестве учебного полигона для своей армии и стремится создать там русский военный форпост, как «новый Калининград или новый Крым».
Итоги Мюнхена образно
подвела Süddeutsche Zeitung. По традиции ежегодно по завершению конференции присуждается памятная медаль в честь инициатора организатора международного форума по безопасности Эвальд-Генриха фон Клейст-Шменцина, на которой выгравирован девиз «К миру через диалог». В этом году, пишет газета, на медали стоило бы выбить «Конфуз через диалог».
Александр ЧурсинФото: EPA