Мигранты не заслужили траура Европы?

Aug 30, 2015 20:01




На обочине автобана к юго-востоку от Вены был обнаружен грузовик-рефрижератор с 71 трупом беженцев из Сирии. Люди, по всей видимости, погибли от удушья, среди них были женщины и дети. Грузовик привлек к себе внимание только после того, как появился запах разложения трупов. Австрийская полиция начала расследование, и по делу уже задержаны несколько подозреваемых, в том числе владелец грузовика, выходец из Ливана, имеющий болгарский паспорт. Контекст, в котором стала возможна эта трагедия и модель ее обсуждения в европейском обществе, вызывает некоторые вопросы - в первую очередь морального свойства.



Гибель людей в грузовике совпала с открывшимся в Вене саммите стран Западных Балкан и ЕС, основным вопросом которого является рекордный приток нелегальных мигрантов в страны шенгенских соглашений. Так называемый балканский маршрут, идущий через Турцию, Грецию, Македонию и Сербию в Венгрию и Австрию и далее - в Германию и другие страны Западной Европы, является сегодня наиболее популярным для мигрантов с Ближнего Востока, бегущих от войны и нищеты. Всего с начала года в ЕС прибыло около 340 тысяч нелегальных мигрантов.


Читайте также: Массовая гибель беженцев взаперти, в авторефрижираторе, на австрийском автобане, в сердце Европы... Что она изменит?

Австрийский министр внутренних дел назвал случившееся с сирийцами под Веной «темным днем» и «ужасным преступлением». Канцлер Германии Меркель, выступая на саммите, заявила, что эта трагедия является дополнительным напоминанием Европе, что проблема мигрантов нуждается в быстром разрешении - это, по ее словам, крупнейшая гуманитарная катастрофа со времен Второй мировой войны. Меркель в целом играет роль оптимиста: она отчитывается о том, что Европа, будучи богатым континентом, может справиться с наплывом мигрантов и что Германия уже тратит на беженцев дополнительные 500 млн евро. В Германии считают, что заградительные меры на границах не решат проблему, а Европа должна определить честные квоты приема беженцев для всех стран союза. Представители Польши в ответ замечают, что для этой страны актуальна также угроза наплыва беженцев из Украины и без запретительных мер не обойтись.

Заявления других официальных лиц, сделанные на саммите, касались в основном необходимости жестко пресекать бизнес по нелегальной транспортировке людей. Проблема мигрантов рассматривается евробюрократами в терминах экономических трат и эффективности запретов. Факт состоит в том, что в Австрии произошла крупнейшая за много десятилетий массовая гибель людей, сопоставимая только с самыми страшными авиационными катастрофами. Но при этом австрийская демократия не считает необходимым объявлять национальный траур. Разумеется, если бы погибшими были не сирийцы, а представители любой из стран ЕС, реакция европейского общества была бы совершенно иной. В неготовности Австрии соболезновать мигрантам сказывается общая настороженность или даже озлобленность европейцев незваными гостями. Но вряд ли этот фактор можно считать достаточным и приемлемым основанием для того, чтобы воспринимать гибель людей под Веной как нечто не касающееся просвещенных европейцев. Это противоречит тем гуманистическим ценностям, о которых любят говорить евробюрократы, и вызывает новую волну взаимного озлобления. Еще до трагедии под Веной оптимистку Меркель уже освистали в лагере для беженцев.

Случаи массовой гибели людей при нелегальной транспортировке в ЕС между тем учащаются: накануне в итальянском Палермо были арестованы десять перевозчиков, причастных к гибели 52 мигрантов на судне, пришедшем из Африки.
Кирилл Мартынов
редактор отдела политики и экономики
Фото: EPA

беженцы, трагедия, евросоюз

Previous post Next post
Up