Может ли что-то изменить массовая гибель беженцев-нелегалов в центре Европы.
Австрийский автобан, полиция на месте массовой гибели беженцев. Фото: EPA
Размер трагедии беженцев на австрийском автобане Европу шокировал - 71 погибший, в том числе четверо детей. Все задохнулись в кузове рефрижератора. Все, предположительно, были выходцами из Сирии и пытались нелегально попасть в Германию, чтобы попросить политического убежища.
Впервые на территории Евросоюза случилась массовая гибель беженцев. До австрийской трагедии балканский трафик мигрантов, в отличие от средиземноморского маршрута, обходился без человеческих жертв. Морская же переправа на утлых суденышках от ливийского берега до Италии давно заработала печальную славу «дороги смерти» - утонувшие и пропавшие без вести исчисляются тысячами.
Полиция Австрии в кооперации с венгерскими коллегами оперативно установила, что грузовик, ранее принадлежавший словацкой фирме мясопродуктов, был в прошлом году продан и позже перерегистрирован в Венгрии на имя румынского гражданина. Уже на следующий день после трагедии задержали семь человек, из них троих оставили под арестом - венгра и двух граждан Болгарии. Представители полиции полагают, что это далеко не последние аресты, поскольку речь идет о разветвленной международной сети преступников, специализирующихся на нелегальной переброске беженцев из азиатских стран в Центральную Европу.
Контрабандная доставка нелегалов представляет собой сверхдоходный бизнес. Так, на африканском побережье местные дельцы за место в лодке берут от 500 до 800 евро. Путь из Турции в Европу через Балканы оценивается еще дороже. В Измире, например, мигрантам предлагают услуги по нелегальной доставке до Германии за 2400 долларов. О размахе подпольного бизнеса свидетельствует своего рода рекламный проспект, который детально
расписывает способы доставки, вид транспорта и расценки на каждом этапе балканского трафика.
Читайте также:
Беженцы стали для Европы проблемой №1. Всплеск балканского трафика нелегалов застал врасплох Надо сказать, что полиция европейских стран не сидит сложа руки. В Сербии за последние дни 160 таксистов лишились лицензии за перевозку беженцев через венгерскую границу. Практически ежедневно на дорогах Австрии и Германии полицейские останавливают для проверки десятки различных грузовиков и микроавтобусов с мигрантами. Только в Баварии за первое полугодие было зарегистрировано почти 1300 случаев нарушений, связанных с нелегальной миграцией. В австрийских тюрьмах, дожидаясь суда, сидят около 300 перевозчиков нелегалов. Но, как справедливо
заметил глава полицейского департамента австрийской земли Бургенланд, где была выявлена страшная находка, каждый грузовик не проверишь - их только по ставшему местом преступления автобану А4 ежедневно следует более 3 тысяч. А на рефрижераторе перевозка беженцев для полиции - впервые в практике.
И в самом деле, вряд ли возможно решить все проблемы нелегальной миграции только полицейскими мерами. Однако политические усилия в рамках Евросоюза пока явно недостаточны, чтобы выработать единый пакет действий.
Италия и Греция, не имея достаточных финансовых возможностей, фактически устранились от первичной регистрации беженцев («закрыв глаза», пропускают их дальше, вглубь старой Европы). Венгрия наряду с возведением пограничных сооружений на границе с Сербией ужесточает собственное миграционное законодательство. По-прежнему сохраняются острые разногласия по вопросу квот на мигрантов: Польша, Чехия, страны Балтии вообще отказываются их принимать, Словакия согласна пустить несколько сот человек, но только христианского вероисповедания…
Беженцы под присмотром полиции на границе с Македонией. Фото: EPA
Данная ситуация вызывает критику в адрес европейской бюрократии не только со стороны общественного мнения. Так, верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутьеррес
назвал ныне действующую в Европе систему по работе с мигрантами полностью бесполезной. Те 300 тысяч беженцев, что прибыли с января на европейский континент, по его мнению, вполне возможно избыточны для таких стран, как Греция, Сербия или Македония, однако, с учетом совокупного населения ЕС в 510 миллионов, эта цифра относительно невелика.
Тем временем азиатский поток беженцев через Турцию продолжает нарастать, на македонской и венгерской границах тысячи отчаявшихся людей ищут малейшую возможность продолжить свой непростой путь к заветной цели. И никто не дает гарантии, что австрийская трагедия не повторится.
Александр Чурсин Фото: EPA