Фунт помола, пуд навоза. Мария Гайдар, Тина Канделаки, патриотический холдинг...

Aug 01, 2015 10:01


Разговор о страстях.



Марина Токарева и Ольга Тимофеева. Фото: Алексей Комаров / «Новая газета»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Владимир Киселев, Тина Канделаки, Мария Гайдар, Кирилл Серебренников, Юрий Мильнер

СЮЖЕТ: строительство биографий

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Москва, Одесса, мир

КОНФЛИКТ: участи и назначения

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ: попытка понять

МАРИНА ТОКАРЕВА: Оль, у тебя лапти есть?

ОЛЬГА ТИМОФЕЕВА: Да валяются какие-то сувенирные на даче. А что, пора уже доставать? Может, квасом обойдемся?

М.Т.: Я квас ненавижу.

О.Т.: Вот сейчас и видно, какой ты патриот.



М.Т.: А помнишь в гениальных «Записках Баламута» Льюиса старший бес говорит младшему: «Ты гляди в оба, куда человека лучше определить - в ярые патриоты или в ярые пацифисты. И то и другое для нас, бесов, чрезвычайно выгодно…»

О.Т.: Ну, пацифисты сейчас даром никому не сдались, в цене одни патриоты. Видишь, сколько кинулось челом бить, чтобы Путин не дозволил новый патриотический холдинг создать. Криком кричат: вам что, нас мало?!

Читайте также:Табаков, Земфира и Гребенщиков - в дискуссии обозревателей «Новой» о нелюбви

М.Т.: Хор Бобчинских-Добчинских?

О.Т.: Нет! Там все персоны важные. Большая группа товарищей обиделась, что им, которые все время «с остервенением поддерживают нашу идеологию», как выразился продюсер Пригожин, хочет подставить ножку продюсер кремлевского разлива - Владимир Киселев, решивший за большие деньги растить музыкальных патриотов в инкубаторе.

М.Т.: И чтоб пели?

О.Т.: О музыке речь не идет, они все только патриотизмами меряются! Люди конкретные, понимают, что патриотизм - сейчас, считай, мандат. Надежный пропуск на все телерадиопросторы, обеспечивающий огромные сборы. Заметь, первое клеймо, которое поставили на Машу Гайдар после ее перемещения в вице-губернаторы Одесской области, - непатриотичный поступок.

М.Т.: Да, в ФБ развернулись жуткие бои: тварь она дрожащая или право имеет? И как, претендуя на роль национального политика, сметь менять свое гражданство на гражданство страны, с которой необъявленно воюет твое государство. В три секунды объявили предателем родины и без пяти минут кандидатом на расстрел.

О.Т.: Но она же не хочет отказываться ни от российского гражданства, ни от страны! У нас граждане все время путают страну и государство. Для Марии Гайдар наша власть - главный оппонент, а не олицетворение России. Кстати, ее предки в историю давно вписаны - от сказочника Бажова до реформатора Гайдара. Так что Саакашвили прекрасно знал, что делает, назначая Гайдар на эту должность. Хотел подкрепить свое вызывающее назначение громкой фамилией. И ее выбор, видимо, поддержан тем, что к этому месту привлечено мировое внимание. Как Саакашвили имел в виду громкость ее фамилии, так и она, похоже, учитывала заметность этого места. Она же политик, и хорошо просчитывает ходы.

М.Т.: Ну, на меня она никогда не производила впечатления человека расчетливого. Правда, мы познакомились во времена, когда она была не столько политик, сколько акционист. Не забывай, она вышла на свет юпитеров в 22 года. Сейчас ей 33, для политика это немного. Наше семилетней давности с ней интервью называлось «Петь, вышивать и переделать мир». И когда она поехала в Гарвард, я подумала: поехала учиться технологиям «переделывания». Потом показалось: уехала и все забыла. А она вернулась. Для чего? Явно не для того, чтоб на фоне Дюка покрасоваться и снова уехать. Она все-таки идеалистический человек и идеалистический политик. В этом ее сила.

О.Т.: Однако оба ее назначения происходили вовсе не по идеалистическому сценарию. Помнишь, как она резко высказалась против Белых, когда он принял предложение стать кировским губернатором, а потом пошла к нему в замы? И Саакашвили не так давно назвала отвратным, и вдруг снова переступила через свои слова.

М.Т.: Самое сомнительное здесь для меня - Саакашвили. Многое, в чем он участвует, превращается, как в «Белой гвардии», в оперетку. Впрочем, все будет зависеть от того, что Мария Гайдар сможет сделать для людей.

О.Т.: Но знаешь, как ни сочувствуй стремлению применить свои знания-умения на Украине, одна необходимость извиняться на пресс-конференции за то, что считает русских и украинцев братскими народами, да еще и оправдываться за всю предыдущую жизнь - дорогая цена входного билета. Надо иметь твердую цель, чтобы справиться с заведомым недоброжелательством всех сторон.

Когда ее отца спрашивали про его недостатки, он называл - отсутствие красноречия. Надеюсь, у Марии хватит убедительности, чтобы развеять все опасения на свой счет.

М.Т.: Тут знаешь, что интересно? Как теперь строится стратегия самопрезентации. Как происходит предъявление себя. По сути, это новая социальная драматургия, новая социальная реальность.

О.Т.: Ну не такая уж новая. Еще поэт Асеев вспоминал, как его наставлял Есенин: «Никто тебя знать не будет, если не писать лирики; на фунт помолу нужен пуд навозу - вот что нужно. А без славы ничего не будет! Хоть ты пополам разорвись - тебя не услышат. Так вот Пастернаком и проживешь!»

М.Т.: «…но теперь идет другая драма»: именно из Сети пришла новая публичность и новая обнаженность. И здесь самое важное - управление впечатлением. Считается, что самопрезентация имеет пять основных стратегий для достижения одного из пяти видов власти: власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника и власть сострадания.

О.Т.: И у нас есть яркий пример сознательного строительства своей биографии по стратегии власти обаяния. Тина Канделаки, только что назначенная главой телеканала «Матч ТВ». Вот уж случай неестественного отбора, который царил в СССР и сейчас победно вернулся на все поприща.

М.Т.: Да, единственный телепроект, который удался Канделаки, - «строительство своей биографии», как когда-то написала наш телеобозреватель Слава Тарощина. Но все-таки странно, что девушка, которая вряд ли отличает тайм от периода, приходит и объявляет, что счастлива все начать с нуля. Об этом прямо закричал Уткин, выученик легендарной Анны Дмитриевой, блестящего спортивного комментатора. Вот кто начинал с нуля…


Читайте также: «Матч» для Тины Канделаки. …И чего к девушке прикопались

О.Т.: Ну, и в чем причина, что профнепригодного человека ставят на самый деньгоемкий канал? Кто-то очень влиятельный должен был внушить эту идею тертым менеджерам НТВ. Я как-то сразу вспомнила разговоры про спортивный канал на чеченском телевидении и нежные фото Рамзана Кадырова с Канделаки…

М.Т.: А что, гламурная девушка с богатой биографией может много полезного сделать для спорта, теперь, когда он вышел на большую имперскую дорогу…

О.Т.: А вот слух о том, что  Александр Кибовский хочет избавиться от Кирилла Серебренникова, - зеркально-обратная ситуация: чиновный произвол против  профессиональной состоятельности?

М.Т.: Тут главное, чтобы не был запущен механизм карательного администрирования. Чтобы «Гоголь-центр» не стал первой черной меткой на пути нового главы департамента.  Он, кстати, не желает давать никаких  комментов - и зря, культурное поле - не то место, где позволительно безмолвствовать…

О.Т.: Вот так людей и выдавливают из страны. Мелькает цифра в 200 тысяч уехавших за последние два года. Тем, которым открылся мир, уже не объяснить, что у России свой путь, если это путь в научный отстой, технологический провал и в культурную прореху.

М.Т.: Обидно, Оль! Нам все хочется думать, что мы движемся по спирали и восходим к лучшей участи, к лучшему устройству общества, к гуманизации. Ан нет, слово «ненависть» в частотном словаре русского человека выкарабкалось на первые позиции. Я прочитала у известного блогера, как он ненавидит этих олигархов, которые тратят миллионы на никому не нужный космос, вместо того чтобы помочь нищим старухам.

О.Т.: Речь о Мильнере? Все эти шариковские разговоры про «поделить деньги между старушками» мы слышим со времен, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Парадокс в том, что те, кто учит Мильнера, как ему обу­строить старушек, сегодня сильно гордятся Гагариным.

М.Т.: А по мне, на фоне новостей, что Гайдар то-то, Канделаки так-то, Киселев этак-то, новость про 100 миллионов долларов, которые будут потрачены на поиски во Вселенной разумных цивилизаций, - чистый озон.

О.Т.: Юрий Мильнер тоже выбрал свою стратегию самопрезентации - власть эксперта: она строится с расчетом на задачи мирового масштаба. Но наш масштаб съежился до провинциального, на эту новость тысячи лайкать не кинутся.

М.Т.: Лайк вообще стал всеобщим эквивалентом, как соль в древние времена. А посты - новой беллетристикой и публицистикой для всех и каждого. Цель одна - получить социальное одобрение.

О.Т.: К сожалению, в социуме часто забывают, что слово - это дело. И злое слово - это дурное дело.
Ольга Тимофеева
Редактор отдела, член редколлегии
Марина Токарева
обозреватель «Новой»

дискуссия, культура

Previous post Next post
Up