Непризнанной республике стоит бояться не военного вторжения, а перекрытия контрабандных каналов на украинской границе.
Июль 2012 года. Учения Оперативной группы российских войск в Приднестровье. Фото: РИА Новости
Украинская блокада Оперативной группы российских войск в Приднестровье (ОГРВП) названа грозно - «прекращение военного транзита», - но немедленных серьезных неприятностей не будет. Это раньше там была мощная 14-я гвардейская общевойсковая армия со штабом в Тирасполе, с 229 танками, 305 БМП и БТР, 328 орудиями, минометами и системами залпового огня, с огромными запасами всяких военных припасов на складах в селе Колбасна.
Когда советская Молдавия разделилась в ходе локального конфликта в 1991-1992 годах на международно признанную Молдову и непризнанную ПМР (Приднестровская Молдавская Республика), большая часть армейского вооружения (и Колбасна) оказались на территории ПМР. После заморозки конфликта и перемирия, установленного при активном участии российских военных, вооруженное противостояние в регионе как-то совсем рассосалось. Молдова продала все свои истребители МиГ-29 (по большей части в США) и списала боевые вертолеты.
В современной молдавской армии около 5 тысяч личного состава, нет ни одного танка, нет систем залпового огня и современной артиллерии - вести наступательные боевые действия она не может и не мечтает. У Вооруженных сил ПМР мирного времени также где-то 5 тыс. личного состава и вооружены они всяким советским старьем. Есть в ПМР какое-то ополчение, но это не для наступательных походов.
Российское командование удержало под контролем большую часть вооружений и техники 14-й армии, его передали в ОГРВП, где оно и сгинуло. Сегодня российские войска и миротворцы в Приднестровье без танков, без артиллерии, без зенитного вооружения и без авиации. Все танки 14-й армии были украинскими Т-64БВ харьковского завода, их в РФ не обслуживали, не модернизировали и давно сняли с вооружения.
На днях в ОГРВП начались учения, вроде как в ответ на украинскую блокаду: 60 бойцов «отработают огневые задачи со штатным вооружением» - разными гранатометами и старым добрым переносным противотанковым комплексом «Фагот» - в качестве самого мощного вооружения группировки.
Июль 1992 года. Участники народного ополчения патрулируют дорогу в Приднестровье. Фото: РИА Новости
14-ю армию расформировали в 1995-м году. После 2000-го начались массовый вывоз и ликвидация складированного вооружения и техники. Сейчас в ОГРВП осталось два мотострелковых батальона на БТРах, которые по году по очереди выполняют миротворческие функции в регионе. Есть еще батальон управления (командование, охрана, связь, обеспечение). Всего в ОГРВП вместе с миротворцами - около 1500 военнослужащих без тяжелого вооружения, по большей части местные жители. ОГРВП выполняет, по сути, символическую функцию, обозначая российское военное присутствие.
Читайте также:
Дмитрий ОРЕШКИН: Если Россия что-то сделает с Приднестровьем - будет еще одна гирька на шее у страны Усилить ОГРВП, например по воздуху, будет затруднительно. Бывший Тираспольский военный аэродром давно заброшен, он в нерабочем состоянии. Сегодня все воздушное сообщение ПМР и ОГРВП идет через Кишинев: и срочные грузы прибывают, и военные из России на службу, и всякие делегации, и Дмитрий Рогозин - российский уполномоченный по Приднестровью. Молдавские власти когда пускают, когда - нет. Впрочем, сегодня никто вроде нападать на ПМР не собирается: у молдаван нет сил, а украинским военным (ВСУ) явно не до того. ЕС и НАТО дополнительный конфликт совершенно не нужен - сами близко не подойдут и тем, кто к ним прислушивается, не позволят.
Возможно, в Москве сегодня расстраиваются, что не усилили заранее ОГРВП тяжелым оружием и, скажем, баллистическими оперативно-тактическими ракетами, как миротворцев в Абхазии перед конфликтом с Грузией. Усиленная ОГРВП могла проецировать потенциальную угрозу и хотя бы оттягивать силы ВСУ с донецкого фронта. Но что делать - российское руководство втянулось в украинскую авантюру неподготовленным к долгосрочному, постоянно расширяющемуся противостоянию и к соревнованию на истощение сил, капиталов и ресурсов с объединенным Западом.
Зато нынешней ОГРВП украинская блокада нипочем - они еще долго смогут проводить учения на 50-100 человек и постреливать из штатного пехотного вооружения, пока на полную пенсию не выслужат. Некоторым посланным из России контрактникам и офицерам удастся когда-никогда просочиться в ПМР через Молдову или еще как. ПМР до сих пор была хорошим местом службы, спокойным и сытным, без приключений и поездок на войну «в отпуск».
Угроза может прийти с другой стороны. Новый губернатор Одессы Михаил Саакашвили обещает навести порядок на границе с ПМР и пресечь всякую контрабанду. Саакашвили это вправду умеет, он в 2004-м уверенно пресек контрабанду и всякие «серые» товарные схемы, которые были основой хозяйства Северной Осетии и неплохо кормили миротворцев и торговцев, осетин, грузин и русских. С 1992-го по 2004-й была коррупция, но ни одного выстрела, а кончилась контрабанда, так началась стрельба, и в августе 2008-го - война, окончательно расколовшая регион.
Полагал, наверное, Саакашвили, что, придушив контрабанду и всякие схемы, он экономически поставит сепаратистов на колени, и они добровольно захотят жить в сравнительно свободной Грузии без коррупции со сравнительно открытой экономикой - но просчитался. Теперь, похоже, настала очередь украинцев, молдаван и русских из ПМР поучаствовать в схожем эксперименте, пока ОГРВП проводит учения.
Павел ФельгенгауэрОбозреватель «Новой»