Шаламов, Бродский и мясорубка

May 19, 2015 16:01


Три майские истории неприкрытого мракобесия.

8 мая полиция разгромила выставку «Мы победили»: молодые художники некорректно использовали георгиевскую ленточку.



Один из экспонатов закрытой выставки

Галерея «С.АРТ», созданная еще в 1989 году, начинала с цивилизованного салона, пыталась с переменным успехом приручить топовых «актуальных» художников, осуществила несколько шумных групповых проектов, а затем, неожиданно перебравшись с Садового кольца в новостройки Куркина, сделала ставку на социально ангажированное «активистское» искусство. Злополучная выставка «Мы победили», приуроченная к Дню Победы, официально заявлена как итог сотрудничества самой галереи, движения «Синий всадник» и лаборатории «El Savo», хотя над экспозицией непосредственно работали всего лишь Лиза Саволайнен, Александр Пучков и сам владелец «С.АРТа» Пётр Войс, переживающий ныне нечто вроде второй творческой молодости. (Добавленные просто для солидности и без ведома создателей старые вещи «митька» Дмитрия Шагина и Александра Савко, нашего Эрро - не в счет.) Короче, выставка совсем небольшая, место удаленное, художники нераскрученные, на открытие, точнее, обсуждение в узком кругу, приглашали только друзей.



Скандал не заказывали. Его инициаторами выступили, что и не скрывают, журналисты телекомпании РЕН ТВ, явившиеся на следующий день после вернисажа в закрытую галерею в сопровождении сотрудников местной полиции и Центра по противодействию экстремизму ГУВД по Москве (майор Алексей Окопный - фигура узнаваемая). Начался несанкционированный обыск, был избит и задержан не участвовавший в выставке лидер «Синего всадника» Олег Басов как единственный, кто в тот момент находился в помещении «С.АРТа». В итоге галерея опечатана, несколько артефактов изъято. А некое движение «Типун» обратилось в Минкульт с требованием прокурорского расследования, историей уже заинтересовались в Госдуме: Петру Войсу звонили якобы по поручению Ирины Яровой из Комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Так что же экстремистского и опасного показали на «Мы победили»? Несколько объектов и фотографий, в которых были использованы пресловутые георгиевские ленточки.

Художники воспринимают их не как символ Победы, а как пропагандистское тавро, метку лояльности, атрибут квазипатриотической истерии. Об этом, собственно, и снимки, на которых авторы позируют в украшенных ленточками ватниках, надетых на голое тело, или на которых их просто тошнит ленточной массой.

А также объект - сплетенный из колючей проволоки терновый венец поруганной российской демократии, декорированный прежним знаком гвардейской доблести.

Негодование вызвала и мясорубка, куда засунуты игрушечные солдатики, перемалываемые в золотисто-черный тряпичный фарш. Но это «не пропаганда фашизма, а иллюстрация абсолютно любой войны», - внятно откомментировал картинку в Facebook один из пользователей.

Заметим, что так и не открывшаяся для публики, но предусмотрительно разгромленная выставка существует теперь лишь в социальных сетях. Что не спасает ее авторов от возможного уголовного преследования. Ведь виртуальная реальность сегодня - лишь кажущееся пространство полной независимости.



Победитель экспозиции «Освоение свободы»

Об этом как бы ненароком напомнила другая экспозиция - с многообещающим названием «Освоение свободы», открывшаяся в Центре творческих индустрий «Фабрика» в часы «Ночи в музее». Эта выставка - совместный проект студентов-кураторов из Высшей школы художественных практик и музейных технологий при факультете истории искусств РГГУ и выбранных ими молодых художников. Лучшей оказалась самая минималистичная работа - белый холст с черным шелкографским текстом Юлии Вергазовой. Текст подлинный, взятый с сайта петербургского «Агентства бизнес-новостей», которому было запрещено воспроизвести обложку журнала Charlie Hebdo, того самого номера, что вышел гигантским тиражом после трагедии в редакции: «Мы не можем показать это изображение по настоятельной просьбе Роскомнадзора».

Превращение факта еще недавно казавшейся невозможной интернет-цензуры в собственное произведение искусства - это одновременно и дань писсуару Дюшана, и удобная «отмазка» для куратора, не успевающего закончить подготовку выставки в срок, и тонкая реплика в дискуссии о свободе слова. Это было бы очень остроумно, если бы не было так грустно. Я имею в виду реальную историю, которой вдохновилась Вергазова.



«Иона»

Точно так же смысловым центром всего проекта «Мысли вслух!» (художник и куратор Ольга Божко в Зверевском центре собрала авторов разных поколений и эстетических предпочтений), стала небольшая картина Дарьи Делоне «Иона». Тему права голоса, дарованного художнику по определению, каждый из участников трактовал по-своему. Откровенно публицистических работ в Зверевском центре современного искусства практически не было, хоть вспомнили и годовщину аннексии Крыма, и полицейский беспредел, и «телефонное право». Однако Делоне нарисовала просто Иону во чреве кита - нарисовала, памятуя и древнерусские фрески, и библейский цикл «Амазонки авангарда» Натальи Гончаровой. Но Иона пришелся очень кстати не оттого, что три дня мыслил вслух в рыбьем желудке.

Вспомним ветхозаветную историю. Кит - место осмыслить свое поведение, место, посланное Богом пророку, убоявшемуся исполнить божественную волю и осудить чужие злодеяния. Иона исправился, а Ниневия была спасена. Перед нами аллегория роли художника в обществе, готового скинуть его в морскую пучину и скормить административным китам. Однако в узилище лишь крепнет воля и оттачивается мысль Автора. И да расточатся врази его!

Жалко, что это приходится доказывать все чаще и чаще.

Фёдор РОМЕР,
специально для «Новой»

Previous post Next post
Up