Ира Бергалиева, защитница

Jun 18, 2010 18:48



Она красила губы самой яркой помадой и ничего не боялась - ни ментов, ни тюремного спецназа, ни чиновников, ни многолетних судов. Боялись ее - «фанатичка чокнутая», боялись за нее - «совершенно себя не бережет».
- В каком отделении? Ты с ума сошла? Куда опять ты влезла?
- Ленка, а ты напишешь про меня хороший некролог? - смеялась она.
Вот, пишу.

Ира умерла вчера в 4 часа дня. Утром подавала иски в Подольске, а в 15-45 уже забегала в Химкинский суд. Там Ира, во-первых, хотела «посмотреть» на одного судью. Во-вторых, встретиться с жильцами бывшего общежития НПО «Энергомаш», которым не дают приватизировать свои квадратные метры. Ира упала в коридоре. «Скорая» ехала полчаса. Когда врачи вбежали в здание суда, пульса уже не было. Они долго пытались завести сердце обратно. Но оно так и не завелось.

(Вообще, Ира, я на тебя здорово злая. Умереть, добираясь из одного суда в другой, - в этом вся ты).

Историю жизни Ирины Бергалиевой проще назвать сюжетом - много крутых поворотов, но ничего лишнего. 27 лет назад Ира приехала в Москву работать швеей-мотористкой. Работала на фабрике «Смена», жила в общежитии на Ясном проезде. Кроме швей и их семей, там жили беженцы, заселенные по приказу московского правительства. А потом фабрика обанкротилась и развалилась, а общежитие почему-то передали УФСИНу - управлению федеральной службы исполнения наказаний по Москве - как дом без обременения. Чтобы освободить комнаты для своих сотрудников, тюремщики начали выкидывать прежних жильцов. Начали с беженцев. Расчет оказался верным - большинство швей не спешили вступаться за грузин, абхазов и армян, заселенных в общагу в приказном порядке.

Сначала Ира ходила по этажам и внушала: «Если промолчите, вас выкинут следующими». (Так потом и произошло). Начала читать законы, нашла юристов. Понеслось: митинги, пикеты, суд, баррикады в коридоре, перезахват уже захваченных квартир. «Новая», как и многие другие СМИ, про эту общагу писала, разумеется, указывая ее адрес. И на Ясный проезд, 19 начали пачками приходить письма. Общежители со всей России просили у Иры помощи и совета. «Одному помогла, другому помогла. И поняла, что нужно объединять усилия». Так возникло Движение общежитий Москвы и Московской области. Ира его возглавила. Хотела еще создать Движение общежитий России - искала людей в регионах, собирала конференции. Возникло еще несколько региональных групп, но постоянно работающая организация, объединяющая все общаги России, так и осталась в проекте.

Реальность - вот: Ирина Бергалиева и ее соратники выиграли сотни судебных процессов. Спасли несколько тысяч человек.

Ее номер - 89169262706 - многие знали наизусть. И я тоже. По нему можно было звонить в любое время суток и с любым вопросом - Ире «было дело» до всего. Когда задержали Ираклия Микию, умудрившегося поссориться с начальником паспортного стола ОВД «Южное Медведково» Николаем Гончаровым, она стояла под окнами отделения с пакетами еды. Когда в семье Харебава, ютящейся на 12 квадратных метрах, родился младенец Саба, Ира забирала его из роддома. Она отчаянно и до конца боролась за Манану Джабелия, немолодую больную женщину, задержанную во время антигрузинской компании. Через два дня после оправдательного приговора Манана умерла в СИЗО, и Ира поехала к моргу вместе с родственниками - забирать тело. Ее вовлеченность в чужие жизни пугала и завораживала.

- Ира, когда ты спишь?
- Когда темно и тихо. А ты?

Она совершенно по-детски обижалась на выселяемых людей, которые не пытались собрать элементарные документы, опускали руки. «Почему им ничего не надо? Почему они сдаются? Почему я должна все делать сама?» И делала «все сама»: шла в суды, собирала справки, договаривалась с приставами. Сдавшиеся за шкирку вытаскивались из колеи, ведущей к судьбе бомжа. Ира писала в своем профайле ВКонтакте: «безумно хочу научить людей ЗАХОТЕТЬ научиться защищать себя и своих близких».

Ее уверенность в том, что достаточно ЗАХОТЕТЬ, и все получится, дико раздражала чиновников и пугала силовиков. Старший сержант из того же ОВД «Южное Медведково» шепотом мне выговаривал: «За ней стоит мафия. Я тебе серьезно говорю. Потому что она даже нашего начальника не боится!»

У нее было очень высокое давление. Врачи говорили: «С таким не живут». И Ира даже один раз ложилась в больницу лечиться. А потом просто пила таблетки. Должна была начать новый курс на днях. Но сначала - два суда и 40 жителей «Энергомаша», с которыми нужно выработать стратегию борьбы. Вот Ира и поехала - сначала в Подольск, потом в Химки.


Елена КОСТЮЧЕНКО
P.S. Две недели назад Мосгорсуд поставил точку в деле Ясного проезда. Передача дома УФСИНу была окончательно признана незаконной. Дом будет передан в муниципальную собственность. 70 семей в скором времени станут законными собственниками своего жилья.

UPD
Ирина Бергалиева будет похоронена на Перепечинском кладбище.

Похороны состоятся в воскресенье, 20 июня, в полдень, участок №61.
Также проститься с Ириной можно будет в Сходненском морге (г. Сходня, ул. Мичурина, д. 31а) в 11 часов.

детская одежда интернет магазин розница

права человека, суд, костюченко, личный счет

Previous post Next post
Up