Накануне резни в Киргизии прошла СМС-рассылка: «Узбекистан узбекам не поможет, их можно валить»

Jun 17, 2010 19:10



Аркан - то есть наш спецкор Аркадий Бабченко - в командировке в Киргизии. Во вторник был в Бишкеке, сейчас - в Оше.

На планерках иногда шутим: если Бабченко не работает - хороший признак. Значит, войны нет. Но сейчас он в Оше: там очередной ад.

Аркан мужик крепкий и многое уже повидал. Поэтому здесь я не предлагаю разводить соплей сопереживания, а предлагаю просто поддержать его. Интернет-связи там, естественно, никакой нет. Мобильная связь - и та временами и с перебоями. Но он справляется. Вернется - а вы его вот тут зафрендили. Ему приятно будет. Старшиназапаса на блог хорошо подсел.

Держись, Аркан.

Этот текст выйдет в завтрашнем номере «Новой».

Накануне резни прошла СМС-рассылка примерно такого смысла: «Узбекистан узбекам не поможет, их можно валить»

В среду, приехав в Ош, я понял, что ситуация здесь совсем не такая, какой она казалась из Бишкека и тем более из Москвы. Тут идет межнациональная резня.

Власти в городе нет. Никакой. Это некая территория, наводненная вооруженными людьми. Есть милиция и военные, но они - не власть. Неважно, милиционер ты или врач, главное - киргиз или узбек.

Отунбаева, Бакиев - люди из другого мира, до которых тут никому дела нет.

Погромов в среду не было, но город вымер. Узбеки забаррикадировались в своих махалях и не выходят на улицу.

Но гуманитарной катастрофы я не вижу. Вода и еда в городе есть, работают даже какие-то ларьки. Цены заоблачные. В четверг на улицах появились дворники.

Гуманитарку в город завозят много, но в узбекские махали поступает очень небольшая ее часть. Конвой Красного полумесяца поехал развозить помощь по узбекским селам вокруг города.

Большая проблема в том, что в городе осталось много узбеков, которые жили не в своих махалях, а в хрущевках или в киргизских кварталах. Они оказались запертыми одни, без поддержки общин. Те, у кого не было запасов еды, голодают. Счет таких людей идет на сотни.

Мы, журналисты, в среду участвовали в спецоперации: вывезли в узбекскую махалю семью из киргизского квартала на машине спецназа, которую дал начальник УВД города Ош Онурбек Суваналиев. Когда мы открыли дверь в их квартиру, они решили, что их пришли расстреливать. Узбеки не верят в то, что киргизский спецназ может им помочь.

По состоянию на четверг, как нам сказал Суваналиев, погибло семеро милиционеров. Он рассказал, что в том числе, погибли два милиционера, которые должны были нас встретить. Полковнику отрезали голову, а водителя просто порубили на куски и сложили в машину. Сам я их трупов не видел.

В махалях остались только мужики, всех женщин и детей отправили на границу с Узбекистаном. Махали как осажденные крепости, киргизы к ним и близко не подходят. Узбеки в большинстве своем говорят, что будут сидеть там и давать отпор киргизам, если они попробуют войти. Но в каждой махале обязательно найдется пара человек, которые говорят, что теперь смысл их жизни состоит в том, чтобы убивать всех киргизов, которых они смогут убить.

Центр города поврежден мало, а вот в махалях снесены целые улицы. Мы зашли на кладбище. Я насчитал 25 свежих могил, при том что во многих из них захоронено по несколько покойников.

То есть счет убитых идет скорее всего на сотни, раненых - на тысячи.

Мы были в махале, где некоторое время назад шел настоящий бой. Первая волна нападавших, люди в военной форме и с оружием, была на БТРах, за ними шли погромщики.

Помимо этого мы нашли след от очереди из БМП, то есть в штурме махали помимо БТР участвовала и другая техника.

Все махали исписаны: SOS. Та же надпись огромными буквами сделана на футбольном поле - наверное, чтобы было видно с самолета.

Практически все киргизы, с которыми я общался, утверждают, что накануне резни прошла СМС-рассылка примерно такого смысла: «Узбекистан узбекам не поможет, их можно валить».

В среду появились какие-то странные люди: киргизы, одетые в полувоенную, полугражданскую одежду, вооруженные. Они вели себя так, будто им дали властные полномочия. Выставили блокпосты на подъездных дорогах, проводили досмотр автотранспорта. Нас тоже досмотрели, вели себя очень агрессивно и отпустили, только поняв, что мы журналисты.

На наших глазах задержали узбека, положили лицом на капот, начали обыскивать, нашли в кармане нашли деньги (тысяч пять в пересчете на рубли) и пачку монтажных патронов. Окликнули меня, попытались объяснить: журналист, поймали, мол, снайпера. (Кстати, все говорят о снайперах-наемниках, в основном, таджиках, но милиция это не подтверждает).

Этого человека увезли в неизвестном направлении, а через час после нашего уезда выяснилось, что эти киргизские парни напали на узбекский блок-пост, кого-то тоже взяли, увезли. Кроме того, они проводят зачистки узбекских сел, забирают тех, у кого нет паспорта. Не знаю, что с ними происходит, пока ни один не вернулся.

В четверг в городе стало заметно больше военных, милиции, на улице появились киргизы в гражданке, вооруженные автоматами. У меня четкое ощущение, что пауза после погромов прошла и обстановка снова начинает накаляться. Кажется, через два-три дня все вспыхнет по новой.

И в Оше, и в Бишкеке ходят слухи: все называют разные даты вероятного начала следующей волны погромов. Все уверены только в одном - она будет.

Русские спокойно ходят по улицам, но посольство во всю проводит эвакуацию наших граждан. Один борт, Ил-76, улетел из Бишкека в среду, второй готовился к отправке.

Поток беженцев из аэропорта Оша существенно уменьшился, по словам коменданта, в четверг уже спокойно можно было улететь.

На границе с Узбекистаном людей уже не очень много. Визуально - тысяча-полторы человек. Гуманитарка до них не доходит. Это огромная проблема, которую никто не решает.

Граница в среду была закрыта, пограничники не давали делать фотосъемку.

В республику однозначно надо вводить миротворческие силы. Не знаю, должна ли это делать Россия, но без помощи извне Киргизия из этого хаоса не выкарабкается.

Аркадий БАБЧЕНКО, спецкор «Новой»
Бишкек - Ош

бабченко, киргизия

Previous post Next post
Up