Музей «Пермь-36»: «Пилорама» отменена, экспонаты сдают в металлолом.
Напомним: в июне прошлого года министр культуры Пермского края Игорь Гладнев неожиданно заявил, что уникальный, созданный в бывшем политическом лагере музей репрессий «Пермь-36» станет государственным. Его руководители, 20 лет восстанавливающие лагерные бараки и все это время развивавшие музей, узнали об этом из газет.
Музей передали новому государственному учреждению, но бюджетное финансирование так и не было открыто. Поставщики за неуплату отключили электричество и газ, сотрудники, оставшись без зарплат, ушли. Музей закрылся (
см. «Новую» № 73 от 7 июля 2014 г.). Почти две недели назад руководитель администрации губернатора Пермского края Алексей Фролов уверенно заявил «Новой», что музей скоро будет открыт снова. Вместо этого, как выясняется, музей сворачивает все свои просветительские проекты на этот год: финансирование на них не выделено.
Ежегодный гражданский форум «Пилорама», который проходил в «Перми-36» много лет подряд, скорее всего, тоже не состоится. На днях министр культуры края Игорь Гладнев сообщил, что в бюджете деньги на его проведение не заложены.
Старая дирекция музея (АНО «Пермь-36»)) все еще ждет, пока новое руководство, официально представленное государством, заключит с ней официальное соглашение о взаимодействии. Дата подписания соглашения была назначена на 1 июля, потом перенесена на 8-е, потом отменена совсем. А уполномоченная по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина получила официальное письмо от главы администрации - губернатора Алексея Фролова, в котором было сказано, что заключать соглашение АНО с правительством Пермского края нецелесообразно. Вместо правительства соглашение подпишет недавно назначенный новый директор музея Наталья Семакова.
По словам бывшего директора музея Татьяны Курсиной, все помещения музея, где находятся экспонаты (они принадлежат АНО, то есть старым владельцам, тогда как здания - государству), опечатаны, но часть печатей уже вскрыта. Старая дирекция планирует вывезти из музея свои экспонаты, чтобы уберечь их от уничтожения, и, по словам Курсиной, в личном разговоре новый директор музея Наталья Семакова обвинила ее в том, что старое руководство «тащит из музейного комплекса что ни попадя».
Раритетов тем временем становится меньше. 15 июля Татьяна Курсина обнаружила, что на территории музея бригада рабочих распиливает металлические створки бывших лагерных ворот. Как она объяснила «Новой», в годы работы колонии «Пермь-36» эти ворота были частью КПП для осмотра приезжающих машин. Позже их демонтировали. Руководство АНО «Пермь-36» хотело восстановить КПП, но подсчитало, что это обойдется больше чем в миллион рублей. Ворота оставили на территории лагеря ждать лучших времен. А новая дирекция приняла их за металлолом.
Прокомментировать сдачу экспоната в металлолом новый директор пообещала «Новой» только в письменном виде и после официального запроса. Но в интервью газете «Комсомольская правда» сообщила: «Это еще нужно доказать, что валявшийся 20 лет в траве металлолом является, как вы говорите, аутентичным шлюзом. На сегодня он представлял опасность для посетителей музея, и, можно сказать, мы даже спасли его от дальнейшего разложения под открытым небом».
Елена РачеваСпециальный корреспондент