Замечаю в последнее время среди всей пурги и ужастиков хороший, позитивный тренд: все больше интернет-ресурсов создают свои образовательные программы. Мастер-классы, онлайн-трансляции, лекции - все это становится модным, что ли.
Мы решили не отставать от хороших примеров - и к блогу тоже скоро пристегнем умные рубрики.
В настоящее время ведутся переговоры с журфаком МГУ о трансляции избранных лекций для здешней нашей аудитории. Также мы планируем анонсировать интересные лекции на сторонних ресурсах (и готовы принимать ваши рекомендации через личку).
- К примеру, сегодня, в 10 утра вот тут можно будет посмотреть мастер-класс Никиты Михалкова под безапелляционным названием "О профессии. Диалог с молодыми коллегами".
- А также послушать в 18:00 вечера на канале "Культура" 2-ю лекцию Жореса Алферова по физике.
- А еще - на том же журфаке 15 апреля (четверг) в 14:30 состоится первая публичная лекция Дмитрия Орешкина на тему "Выборный процесс в России". Подробности тут.
Здесь же сегодня мы начнем наш лекторий с выкладывания плана недавнего выступления на журфаке МГУ. "Новую газету" в начале апреля пригласили рассказать московским студентам об опыте ведения редакционного блога.
Тем студентам, которые не смогли присутствовать (не знали или пили пиво у памятника Ломоносову), а также всем тем, кто интересуется кухней, будет, наверное, приятно это прочитать.
Итак, под катом расшифровываются следующие пункты:
Редакционный блог «Новой газеты». Журналисты хотели, как лучше - и что из этого получилось?
- Как все начиналось
- Почему начинать блог было интересно в принципе
- Обзор конкурентов
- Почему именно ЖЖ
- Каким должен быть редакционный блог
- Выдержки из концепции
- "Песенки" Алексея Поликовского (обращение А.П. к студентам журфака.doc)
- Как блоггер Покровский появился раньше самой блогосферы Рунета (+реплика).
- Феномен Сергея Золовкина, собкора "Новой" в Германии
- Какими мы будем дальше (что будем запускать)
- Блог "Новой": передовые технологии без финансовых затрат (какие сервисы задействованы в работе блога)
- Темы, вызвавшие наибольший интерес читателей
- Ощущения модератора блога (как выглядит типичный популярный пост)
- Какие блоговые истории становились полноценными газетными темами
- Про взаимные комплексы неполноценности бумажных СМИ и интернет-блогов
- Кто такие наши недрузья (тролли и "идейные", информационные войны, спамеры)
- О внутренней цензуре
- Бонус
День рождения блога 15 января 2009
==========
НАЧАЛО:
постановка задачи: «блог должен быть». дедлайн 2 недели
почему ввязываться в это было интересно в принципе?
Что такое редакционный блог - себе никто не представлял. Принципы и правила формулировались походу, а делали это все молодые ребята => концепция выходила довольно смелой
Обзор конкурентов:
1. Dirty.Ru - закрытый блог по приглашениям, но - не редакционный. Других претензий к нему у меня просто нет. Потрясающее взаимодействие автора поста с читателями (когда комментарии читать иногда даже интереснее, чем пост. В этом смысле - это мечта, конечно)
2. Блог журнала «Большой Город» - материалы вышедшего номера и редкие анонсы невышедшего с минимумом дискуссии и - все это на собственном сайте. Гид, очень служебный.
3. Эхо Москвы: сообщество блогеров, а не редакционный блог. Как оказалось, живучая форма организации, но навигация неудобная, принципиально иной доступ к комментированию (зарегистрируйся на сайте Эха)
4. Афиша.Ру о кино: Роман Волобуев и Станислав Зельвенский - суюъективно, спорно, интересно, красиво и мультимедийно.
нужна была "фишка".
Мы придумали выкладывать аудио-планерки - традиционные обсуждения вышедших номеров редколлегией, со всеми выволочками и хвальбой (противников этого начинания было много, но продавили, можно сказать, сверху).
Раньше - в среднем 200 прослушиваний, сейчас 6000 (> в 300 раз)
что было близкого к блогам у «Новой» до релиза официального блога в ЖЖ:
1. блоги «новой» на ливинтернет.ру (
http://blogs.novgaz.ru/).
2. блог «Новой», ведомый нашим замечательным журналистом Игорем Масловым в 2005 году. Это был полностью ХЭНДМЕЙД. Посты (всего их не больше 10) выглядели так:
почему именно жж?ЖЖ - самая демократичная площадка: для получения основных прав в ней (право читать и комментировать посты) не обязательно даже регистрироваться благодаря Open ID. + ЖЖ - самый популярный на сегодняшний день сервис блогов рунета (больше всего постов)
Накануне релиза блога мы встречались с представителями компании Лайвджорнал, чтобы познакомиться (по инициативе «Новой газеты»).
каким должен быть редакционный блог
1. блог - это не форум
форум - площадка для высказывания равных, за которыми смотрит невидимый дядя (бог), действующий строго в рамках оговоренных правил.
блог - субъективен (есть я, и именно с ним спорят). в блоге стержень - пост, событие. в дискуссии на форуме - тема.
2. не читатель инициирует пост в блоге.
3. блоггер-модератор должен принимать решения касательно развития блога самостоятельно, тем более - свободно общаться с читателями от своего имени (по сути, таким образом, декларировалось правило развязанных рук - исключалась ситуация: это можно печатать, а это нет)
4. блог объединяет все проекты газеты, снабжен большим количеством гиперссылкок - на форум, газету и вне газеты, в интернет.
5. модератор блога имеет право принуждать сотрудников газеты к ответу или комментарию в блоге.
6. блоггер является ушами и глазами читателей и говорит им правду, однако отстаивает интересы газеты, а не читателей.
Резюмируем концепцию. Она звучала так:
Редакционный блог «Новой» --
мультимедийный информационный ресурс, темой которого являются редакционные будни "новой газеты", личное мнение ее авторов, комментарии текущих событий, а также материалы, по той или иной причине неформатные для публикации в газете и на сайте.
цель редакционного блога - провоцировать интерес аудитории к газете. познакомить читателя с авторами в неформальном общении. спорить и доказывать точку зрения редакции перед аудиторией. связать все проекты "новой газеты" своеобразным виртуальным гидом. создать у читателя ощущение присутствия, участия в подготовке номера.
блог - возможное место для выражения несогласия авторов с редакционной позицией.
(то есть блог - задумывался в том числе и как трибуна профсоюза сотрудников газеты (на самом деле - страшно антикорпоративная цель) - пока мы не пользовались такой возможностью)
ВЕХИ:
Старт 15 января 2009 года.
19 января - убийство Насти Бабуровой и Станислава Маркелова. Лайвджорнал.ру предложил помощь: через свои баннеры блог «Новой» искал очевидцев убийства (не нашли)
Алексей Поликовский "песенки", (абсолютно новый для газеты (и невозможный для нее) мультимедийный проект:
фото,+видеоклип или аудио+история музыканта или композиции
Письмо к съезду:
Добрый день все, кто тут сегодня собрался!
В фантастических фильмах и книгах часто встречается сюжет о том, как выходцы с Земли расселяются по другим планетам и основывают там колонии. Потом на Земле происходит глобальная катастрофа, и оказывается, что спаслись только те, кто вовремя покинул планету, а те, кто держались за свои дома и поля, кто тешил себя любовью к родному краю и отеческим могилам, погибли. И спасшимся предстоит теперь жить в новых условиях и создавать новый мир.
То же самое происходит с газетами и блогами. Газеты это старая, истощившаяся Земля, которую ждет катастрофа. Газета перестала быть тем, ради чего она когда-то создавалась: средством массовой информации. Интернет дает информацию быстрее, точнее, шире, чем любая газета. Современная газета уже сегодня превратилась в артефакт былых времен, чье существование лишено практического смысла. К тому же, жалко деревья. Зачем их рубить тысячами, зачем сливать отходы ЦБК в Байкал и зачем вообще вся эта громыхающая, пыхтящая, дымящая бумагоделательная и полиграфическая промышленность, если все что угодно можно прочитать в чистеньком, аккуратном, быстром Интернете?
А что такое тогда редакционные блоги? Редакционные блоги - это и есть те самые колонии, основанные выходцами из редакций на другой планете. При этом совершенно неважно, чем считают блоги сами редакции. Они считают их продолжением газет, они полагают, что смысл блога в поддержке печатного издания, но все это на самом деле мысли людей, застрявших в прошлом. Так же когда-то английская корона упорно считала, что американские колонии существуют как придаток Англии, и в этом их главное предназначение. На самом деле метрополия и ахнуть не успела, как американские колонии, основанные выходцами из Англии, обрели независимое существование и превратились из обочины мира в его центр.
Задача людей, делающих редакционный блог, на самом деле состоит в том, чтобы перетащить в него все то, что нуждается в спасении. Такую задачу имел Ной, собиравший в свой ковчег каждой твари по паре. В блог следует перетаскивать авторов, темы, рубрики. Следует создавать в блоге новые формы, которых не было и не могло быть на старой Земле и в старых газетах. Блог не будет газетой в традиционном смысле, газетой, в которой все роли расписаны в соответствии со штатным расписанием. Блог будет чем-то вроде мыслящей среды, в которой писатель и читатель постоянно меняются ролями, а дискуссия растет подобно веткам на дереве. Блог есть будущая форма существования газеты, хотя это будет уже не газета, а что-то совсем другое.
Время, когда существовали отдельно массы, а отдельно средства массовой информации, уходит. Теперь массы сами становятся своим собственным средством информации. Это влечет за собой изменение самой сути профессии журналиста. Я недавно прочитал, что 52% блогеров считают себя журналистами. Совершенно неважно, как к этому относятся сами журналисты. Каждый в нашем сумасшедшем доме является тем, кем себя считает. И поэтому если половина блогеров считает себя журналистами, это значит, что у нас есть питательная среда для возникновения новой журналистики. Я понимаю, что не очень вежливо говорить такие вещи в этой аудитории, но такая журналистика прекрасно будет обходиться без факультетов журналистики. Новое вырастет не в заранее назначенном для него месте, оно появится совсем не там, где его ждут.
Вся информация, весь контент уже переехали в Сеть. В сущности, все предпосылки для конца газет уже созданы. Мы, работающие в бумажных газетах, это последние журналисты традиционного типа. Сам конец, к которому все уже готово, последует незамедлительно в тот момент, когда будет создан способ монетизации контента в Сети. Об этом думают сейчас многие головы, от Руперта Мердока из News Corporation до Питера Сунде из Пиратской Бухты. Они непременно придумают, и довольно быстро.
Предусмотрительные газеты сумеют создать мощные и разветвленные блоги до того, как им придет время сообщать читателям о своем конце. Предусмотрительные редакторы блогов создадут в Сети площадки, куда без особых потерь смогут переселиться целые авторские коллективы со всеми своими чемоданами, сундуками, темами и рубриками. Газеты, которые не озаботятся заранее созданием на другой планете своей новой колонии, которые не переведут туда свои капиталы, которые не потратят достаточно труда для того, чтобы заранее создать в Интернете все необходимое для новой жизни и нового процветания - такие газеты обречены. Придет день X, и они увидят, что вся профессия и весь бизнес ушли в Интернет, а вокруг них мир, в котором не нужны эти архаичные, неповоротливые, неуспевающие за временем, экологически вредные газеты.
Алексей Поликовский
Писатель Покровский. Редкий случай, когда сначала в природе появился блоггер-покровский, и потом только - русская блогосфера как технология и среда. Блог «Новой» свел одно и другое - и выстрелило
Что для меня блог "Новой" и общение с читателями? Ну, это общение и есть.
В России, на мой взгляд, имеется такая беда: тут плохо слушают чужое мнение. А если оно идет в разрез с собственным мнением, то обязательно жди чего-нибудь в оскорбительной форме.
Люди еще не привыкли к тому, что они - Человечество, а значит калейдоскоп из различных мнений, воззрений, суждений, верований, убеждений.
И еще надо научиться сосуществовать, не унижая, не оскорбляя, не насилуя.
Все это называется словом "терпимость" или "культура".
С этими словами в России беда.
Мне кажется, блог - это площадка для высказывания различных мнений.
А на оскорбления надо отвечать. Тут же. Вежливо, но отрезвляюще.
Александр Покровский
феномен Сергея Золовкина, собкора «Новой» в Германии (жж: nedostreljany). ЖЖ - отдушина эмигранта-журналиста
постоянный креатив (в режиме стендбай) и импровизация
==========
Цель редакционного блога - показать, как и кем делается газета.
Что для этого делаем:
• аудио с планерок
• видео: как делает свои карикатуры наш художник петр саруханов
• ругаемся, когда коллеги воруют наши сюжеты (статья алексея тарасова - 2 канал, фотографии аркадия бабченко - 1 канал)
• проводим онлайн конференция с авторами газеты (латынина, золовкин)
• хвастаемся здесь же премиями
Хотим в перспективе:
• встроим блог в сайт «новой»
• лекторий (образовательные программы совместно с Журфаком и др)
• покажем, как придумываются заголовки
• удивительные приключения разблюдовки
• экскурсия по редакции
• рабочие столы сотрудников
• и т.д.
==========
СРЕДА ОБИТАНИЯ. БЛОГ «Новой» - ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕЗ ЗАТРАТ
Блог «новой» пока не стоил нам ни копейки: полностью бесплатный ресурс
Чем пользуемся
рутуб - для аудио
ютуб - для видео
ЖЖ как среда обитания
все это - готовые социальные сети (есть сообщества в твиттере, вконтакте)
+
виджет блога для яндекса и гугла
HD камера, => основы монтажа
==========
ТЕМЫ БЛОГА, ВЫЗВАВШИЕ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС
(ТОП ПО КОММЕНТАРИЯМ)
• бабурова и маркелов, антифашисты
• "нашисты", подрабинек
• суд над сталиным
• интервью медведева «новой»
• блог медведева ( сказать про новый взгляд на блогосферу. резкая политизация интернет-пространства, вал политиков (и их пресс-секретарей) полезли в блоги)
• тролли
• ддос-атака (о, это вообще отдельная история. Если ее в двух словах рассказать, это будут слова: спасибо хакерам)
• феномен латыниной. (про универсальный формат контента)
• дтп и мигалки (здесь нам помог лев валерьянович лещенко)
• теракты в москве
==========
ОЩУЩЕНИЯ МОДЕРАТОРА
• разоблачения всегда интереснее, чем позитив
• читать о том, с чего что-то началось и что именно - всегда интереснее того, чем все кончилось
• копипаст - крайне неинтересная штука, но бывает при этом очень эффективная (блогосфера - очень мощный медиаусилитель)
• видео и фотографии всегда интереснее и быстрее текста. что из них больше эффективно? - по-разному
• автор поста должен всегда отвечает своим комментаторам - тогда и доверие растет, интерес и количество лояльных читателей
• пытаться охватить в блоге и представить читателям комментарии по всем событиям текущей повестки дня - хорошо (сложно, т. к. съест все время), но закопаться в одной теме и лучше всех долго делать ее одну - лучше (думали, читатели устанут - оказалось, нет. В чем отличие: широкая повестка дня - general interest и хорошие мощности, а углубление в одну тему => ты - эксперт и можешь влиять на восприятие темы) Но это тоже ест все время.
==========
ИНТЕРАКТИВ
как истории из блога становились полноценными газетными темами:
(из последнего): Калининград: тираж "Новой" с материалом о митинге оппозиции полностью выкуплен. Стали раскручивать - очень интересно получилось
опросы, голосования, комментарии
опыт полухина: препод журфака и автор "Новой" перенес практику блога "новой" (формально) на учебный процесс. что получилось?
ПРО ВЗАИМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ГАЗЕТ И БЛОГОВ
Сегодня у очень многих печатных СМИ заметно желание быть интерактивным, заигрывать с аудиторией. Как это проявляется? Эти газеты всеми силами хотят задействовать своего читателя в подготовке контента. Простой путь: по старинке публиковать письма читателей - по выбору редакции. Современный, более рискованный, но и более действенный путь - подключение к газетным и журнальным сайтам такого инструмента, как возможность комментирования всех материалов читателями (так делают уже очень многие СМИ). Впустив в себя Интернет, газеты становятся беспомощными против вектора дискуссии читателей, которая становится частью газетного контента (их комментарии остаются под газетным материалом, на той же Интернет-странице). Не менее важно и то, что в дискуссии участвуют не только лояльные читатели издания (в отличие от читателей печатной версии газеты, которые за газету платят).
Кстати, отказаться от подобного местами рискованного заигрывания газеты уже не могут: несовременно.
Феномен печатных СМИ, на мой взгляд, заключается в том, что аудитория им доверяет. Это веками накопленное доверие, плюс ощущение, наверное, что слово, написанное журналистом, было уже многократно прочитано: редактором, корректорами и так далее. Еще важно, что напечатанное слово обратной силы не имеет, тогда как в Интернете задним числом можно удалить или, что намного хуже, изменить материал, и ссылка на него будет уже не объективной. Отсюда гигантский недостаток доверия, который существует в блогосфере у читателей (там: мое слово убивает твое).
Теперь о том, как преобразуется и куда девается это доверие (наверное, существует общий закон сохранения доверия). Газета стремится подключить Интернет к себе и включает комментарии или начинает цитировать блоггеров. Что это означает? Это означает, что печатные медиа подобно трансформатору постоянно передают накопленное к себе доверие в блогосферу. Оно теперь там накапливается. Только в случае с газетами оно 300 лет копилось, а в блоги перейдет за куда меньшее время.
Интернет для людей, умеющих искать информацию, становится все более привычным и спокойным местом.
вывод1: лучше всего жить в тандеме газеты и сайта (+блог) (и здесь тандем - мамочки!)
вывод2: газета как носитель будет жить
==========
КТО ТАКИЕ НАШИ НЕДРУЗЬЯ
блог "новой" и тролли (мусорщики дискуссий), блог «новой» и платные комментаторы, блог «новой» и т.н. идейные комментаторы (фашисты, нашисты, педриоты, либерасты и проч. Все хороши!)
• платные юзеры - ЛУКОЙЛ. отрабатывали версию выезда на встречку ситроена
• идейные - про сталина
• тролли - речник
информационные войны: технологии (спам, флешмоб, индивидуальный экстремизм (вежливый или наглый) - с последующим размещением скриншота в своем жж),
результативность - не могу оценить. Платежек у платных не видел, с идейными бороться бесполезно (это стихия и она выдыхается сама), против троллей по-прежнему работает старый добрый бан.
Отдельно стоят аккаунты-спамеры.
Суть их деятельности - заработать деньги с кликов по ссылкам. Как это работает? Поисковик индексирует ссылки даже если они вложены в комментарии. Следовательно, работает такой механизм: чем популярнее блог (т.е. чем выше цитируемость и чем больше читателей) - тем выше всплывает рекламная ссылка по ключевому слову в поисковике и тем она дороже. Фактически это - паразитическое явление блогосферы. Как с ним борются? Представьте себе многоквартирный дом, в котором завелись тараканы. Если каждый жилец начнет убивать тараканов тапками - есть шанс если нре вывести их совершенно, то удерживать в некритическом количестве. Но борьба должна быть коллективной. Также и в ЖЖ борются со спамерами: есть функция жалобы на аккаунт. Вроде бы ничего особенного, но работает в масштабах социальной сети.
Спамеры чем интересны? Это не люди, а роботы (программы), созданные умными людьми. Был случай, когда мы изо дня в день банили спамера, заводящего все новые аккаунты (всего было порядка 11 спам-аккаунтов с одного айпи), а потом выяснилось, что он еще и наш читатель, причем неглупый. То есть был и «нормальный» аккаунт, которым человек пользовался для души, а не для кошелька. К сожалению, ему тоже указали на выход.
Почему блоггер завидует спамерам белой завистью? Те не производят контент, но при этом зарабатывают на нем. Блоггер - даже популярный - и то не всегда.
Но с точки зрения засорения контента они, конечно, паразиты.
==========
Внутренняя цензура:
• Что завтра вылезет в блоге - не знает ни главред, ни даже модератор
• Какие опубликованные посты пришлось убирать? (а были и такие)
==========
БОНУС
• Пузомерки => это наркотик. В этом смысле блог становится страшным таймкиллером!
• капитализация блога "новой": возможности рекламы и почему это всегда интереснее, чем в газете
• новые рубрики
• а есть в зале люди, редактирующие Wikipedia?
Константин ПОЛЕСКОВp.s. При продаже недвижимости необходима
оценка зданий перед заключением сделки.