В странах ЕС и во Внешнеполитической службе ЕС в Брюсселе идет работа по согласованию «черного списка» российских деятелей, которым будет закрыт въезд на территорию союза и чьи европейские активы, если таковые обнаружатся, будут заморожены. Об этом сообщила в пятницу, отвечая на наш вопорос, пресс-секретарь Внешнеполитической службы Майя Косьянчич. Работа над списком и другими санкциями идет, и в понедельник министры иностранных дел 28 стран-членов союза соберутся, чтобы обсудить и согласовать подготовленный проект.
«Список находится в работе, и я не могу пока назвать конкретных имен, которые могут в него войти. Подождите до понедельника», - сказала она.
Речь идет о списке «лиц, ответственных за действия, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». В среду 12 марта Еврокомиссия решила подготовить его к предстоящему в понедельник Совету министров иностранных дел ЕС.
Хотя список засекречен, его версии просочились в журналистскую среду в Брюсселе. В частности, мой польско-британский коллега Эндрю Реттман, который работает на брюссельское интернет-издание Euobserver, опубликовал имена предполагаемых фигурантов списка.
Сам он сказал мне, что это не утечка документа, а имена, названные разными дипломатами и экспертами, с которыми он беседовал. В первой очереди будет не более двух десятков имен. Но список может расширяться в зависимости от развития ситуации.
Переговоры о том, кого в него вписать, идут между дипломатами стран ЕС, а также ряда государств не входящих в союз. Британский «форин оффис», например, консультируется с дипломатами США, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Швейцарии и Турции.
В пятницу в Брюсселе проходило совещание на уровне старших дипломатов (Комитет постоянных представителей ЕС), которые обменивались своими версиями списка и соображениями.
Инструмент «черных списков» не нов для ЕС. Давно действует таковой для Белоруссии (за события конца 2010 года), в который включен среди прочих и сам президент Александр Лукашенко. Обычно делается исключение для одного-двух членов правящей верхушки, чтобы оставить канал для дипломатического контакта. В списке для России скорее всего не будет такого ключевого персонажа, как министр иностранных дел Сергей Лавров. Вряд ли в первую очередь попадет имя Владимира Путина.
Среди возможных фигурантов первой очереди названы шеф внешней разведки Александр Бортников, экономический советник президента Сергей Глазьев, глава кремлевской администрации Сергей Иванов, министр обороны Сергей Шойгу, помощник президента Владислав Сурков и командующий Черноморским флотом России в Крыму Александр Викто.
Если министры решать придать более политический акцент санкциям, то под них попадут спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Примерно сверстана экономическая часть «черного списка». В ней начальник «Газпрома» Алексей Миллер, глава «Роснефти» Игорь Сечин, глава РЖД Владимир Якунин. В версиях списка от некоторых стран ЕС фигурируют также президент Чечни Рамзан Кадыров, предводитель «ночных волков» Александр Залдостанов, телепропагандист номер один Дмитрий Киселев.
Если Крым на референдуме, который ЕС и страны «большой семерки» считают нелегитимным, проголосует за присоединение к России, а Владимир Путин признает результат, то в понедельник на Совете ЕС министры иностранных дел объявляют о введении списка в действие и предлагают дальнейшие санкции против России, которые в четверг обсудят главы государств и правительств на саммите в Брюсселе.
Пока что они лишь прекратили переговоры с Россией о визах и о новом базовом соглашении, которое должно регулировать в том числе торговлю и инвестиции. Те, что входили в «большую восьмерку», остановили подготовку к ее июньской встрече в Сочи.
Следующим шагомсли не будет переговоров между Россией и Украиной в рамках «контактной группы» или если они не принесут скорых результатов, то ЕС примет дальнейшие меры, в том числе экономического характера, которые ударят и по европейцам, но, как здесь считают, гораздо сильнее по России.
Мало кто из экспертов верит, что эти меры заставят Путина отказаться от фактического присоединения Крыма к России. Но превращение в международного изгоя долгосрочной перспективе подорвет его режим.
Александр МинеевСоб. корр. в Брюсселе