Бэкап || Покрышки в воздухе! («Новая газета» №10 от 1 февраля 2010)

Feb 02, 2010 13:25

Покрышки в воздухе!

Как сделать истребитель пятого поколения из бумаги, железа и сроков, поставленных премьером



На днях на заводском аэродроме производственного объединения в Комсомольске-на-Амуре (КНАПО) гендиректор компании «Сухой» Михаил Погосян представил общественности новейший российский истребитель пятого поколения, известный как Т-50. Это известие вызвало небывалый энтузиазм - совершенно напрасно.

Американцы уже выпустили большую серию истребителей пятого поколения F-22 Raptor и готовят массовое производство более дешевых F-35 Lightning-2. Россия решила догнать противника, рассчитывая также на экспорт Т-50 в Индию и в другие страны третьего мира, которым F-35 не по карману (или просто не предлагают). По словам Погосяна, «проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность».

При создании истребителей нового поколения в первый полет отправляют прототип - модель в натуральную величину, на которой, как на Т-50, нет ни радара, ни вооружения, ни комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Т-50 на поле КНАПО был без специального радиопоглощающего покрытия (с торчащими заклепками) и, по некоторым сообщениям, с неродным двигателем, взятым то ли у Су-30, то ли у Су-35.

От первого летающего прототипа до серийной боевой машины пройдут десятилетия трудной работы. Пока у Т-50 есть только недоделанный корпус. Нужно наладить и запустить в производство принципиально новые узлы и комплектующие, сопрячь их в комплекс и выдержать при этом заданные тактико-технические параметры, а это часто требует переделок. К тому же узлы и комплектующие делают разные конторы, и установленные сроки никогда не выдерживаются. Например, модернизированный Су-35 совершил первый полет в далеком 1988 году (тогда он назывался Су-27М), а в серию боевая машина не пошла до сих пор - конструкторы обещают закончить работу в 2011 году.

Но Владимир Путин поставил разработчикам Т-50 крайне сжатые сроки: «Первая установочная партия должна быть поставлена в Липецк, чтобы с 2013 года летчики начали работать и обучаться». В 2015-м должно начаться серийное производство. Однако «довести» машину в нынешней степени готовности в этот срок нереально.

Есть ряд принципиальных технических условий, которые отличают истребители пятого поколения от предыдущего: крейсерский сверхзвук без форсажа двигателя в сочетании с хорошо отлаженной системой дозаправки в воздухе (позволяет круглосуточно и в любую погоду контролировать сравнительно небольшим числом боевых машин протяженный театр боевых действий, одновременно эффективно уклоняясь от контрударов ПВО противника), радиолокационная и инфракрасная малозаметность («Стелс»), бортовой радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), комплект дальнобойного высокоточного оружия для поражения воздушных и наземных целей, сверхманевренность, много что еще. У летающего прототипа Т-50 ничего этого нет и не ясно, когда будет, тем более в серийном варианте.

АФАР американцы серийно ставят и на F-22, и на модернизированный F-18 4-го поколения. У нас пока есть только единичные экспериментальные экземпляры бортовой АФАР, причем для их производства ключевые электронные компоненты негласно закупают на Западе, в том числе с привлечением спецслужб. По мнению специалистов, наладить производство АФАР и современного БРЭО полностью на отечественной элементной базе невозможно, хотя существуют программы так называемого импортозамещения. Надежной системы дозаправки в воздухе истребителей и вертолетов в России нет. Заправщиков Ил-78 мало, и они предназначены для обслуживания только тяжелых бомбардировщиков. Их двигатели создают мощную следовую турбулентность, и наши летчики-истребители дозаправку в воздухе не отрабатывают.

Вице-премьер Сергей Иванов, курирующий ВПК, заявил, что «предстоит еще очень много работы, в частности, по двигателю этого самолета, системам вооружения, а также по подготовке полигона базы Минобороны для испытания этого оружия». Правда, управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров заявил, что у машины, которая летала в Комсомольске-на-Амуре, «новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35, как писали некоторые СМИ», и аналогов у него нет ни в России, ни в мире.

Лучше бы Федоров этого не говорил. АФАР и БРЭО скрыты под корпусом, поэтому об их возможностях, как и о перспективных системах вооружения, можно только гадать. Но мотогондолы двигателей Т-50 со скошенными назад, как у Су-27, воздухозаборниками и торчащими сзади соплами скрыть нельзя. С такой конструкцией «малозаметности» у Т-50 не будет ни в радиолокационном, ни тем более в инфракрасном спектре. С остальными требованиями к пятому поколению, очевидно, поступят столь же вольно. Мол, зато дешево, как «Жигули» (критерий «стоимость-эффективность»).

Выходит, что истребителя пятого поколения у России нет и, учитывая сжатые сроки завершения программы, делать его не собираются. Сотни бюджетных миллиардов были потрачены на фуфло типа тюнингованной и тонированной, со сверхмощной аудиосистемой «девятки» для неизбалованной публики взамен недоступного «Порше». Потом самолет отдадут нашим летчикам, у которых нет выбора, а также презентуют непритязательным иностранцам - в странах третьего мира тоже хватает мастеров пилить госбюджет.

Винить конструкторов не стоит. Создать полноценный истребитель пятого поколения можно только из комплектующих и узлов этого же поколения, а при накопившейся в нашем ВПК отсталости даже понять, что это, собственно, такое, удается не всегда. Путин приказал сделать пятое поколение и дал денег - они сделали что смогли.

Специалисты полагают, что истребители шестого поколения американцы сделают беспилотными. Это хорошо. К тому времени у нас из-за отсутствия полноценных машин не останется летчиков.


 Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель «Новой»
"Новая газета" № 010
01.02.2010

Сложные архитектурные изделия: мраморные подоконники. Камины Дымоходы Печи Камень.

впк, фельгенгауэр, оборонка, как у них, бэкап

Previous post Next post
Up