МВД Татарстана объявило о раскрытии теракта. Задержаны подозреваемые в серии поджогов православных храмов в республике. Уже три недели в Татарстане проходят массовые аресты, по утверждению задержанных, их пытают. Власти молчат
30-летнего жителя Нижнекамска Рафаэля Зарипова вызвали «для беседы» в РОВД 4 декабря. Больше родители его не видели. Адвокату Радику Галимову, которого наняли родственники, удалось найти своего подзащитного и попасть к нему в камеру только спустя четверо суток. Зарипов был в таком состоянии, что адвокат настоял на вызове «скорой помощи». Врачи зафиксировала многочисленные ушибы и гематомы, отбитые внутренности, разрыв мочевого пузыря и другие увечья.
По словам родственников от Рафаэля требовали взять вину на себя за обстрел завода и поджоги церквей. В распоряжении редакции есть заявление адвоката (
1,
2) Галимова на имя руководителя следственного комитета республики Татарстан подполковника Билалова, адвокат подробно описывает пытки и требует возбуждение уголовного дела. Сейчас Рафаэль Зарипов находится в реанимации центральной больницы города Нижнекамска.
Так же за последние два дня в Интернете появилось несколько видео-роликов, где рядовые люди, обращаясь татарстанским властям и к муфтию Камилю Самигуллину рассказывают о пытках со стороны правоохранительных органов и просят вмешаться в ситуацию. Однако власти отрицают факты массовых задержаний и применения пыток, а духовного управления появилась информация о том, что представитель ДУМТ, побывав в Алексеевском районе, ничего необычного там не нашли.
По информации «Новой газеты», массовые аресты в республике начались 17 ноября в городах Нижнекамск, Чистополь, Ново-Шишминск, большинство арестованных свозили в ИВС в поселок Алексеевское. Людей задерживают на целый день, допрашивают, некоторых на детекторе лжи, берут отпечатки пальцев, анализы ДНК.
Аресты связаны с расследованием дела о поджогах церквей, а также загадочной попыткой обстрела нефтяного завода в Нижнекамске. Информация о попытке обстрела завода из гранатомета появилась в Интернете 17 ноября, однако правоохранительные органы до сих пор не подтвердили ее. Тем не менее, все задержанные, с которыми удалось поговорить «Новой» свидетельствуют о том, что на допросах силовики сначала интересуются обстрелом завода, а потом уже поджогами церквей.
«После начала арестов люди стали обращаться ко мне с просьбой помочь - говорит Имаев, я ездил и в Чистополь, и в Алексеевкое и в Ново-Шишминск, разговаривал с родственниками, с имамами местных мечетей. Сотрудники полиции действительно ведут себя неоправданно жестко, но большинство людей боится писать жалобы на них, люди очень запуганы. А главное, я убежден, что поджоги церквей это попытка дестабилизировать ситуацию в республике и никакого отношения к религии и идеологии они не имеют».
Самому Ильмиру Имаеву также угрожают сотрудники Центра Э за то, что он пытается придать гласности факты пыток. Сегодня 62-летний пенсионер даже опубликовал на своей страничке в одной из социальных сетей обращение, в котором опасается за свою жизнь:
«Довожу до сведения общественности, что у меня Ильмира Имаева, в мои 62 года, нет никаких проблем со здоровьем, сердце абсолютно здоровое, наркотиками, взрывчатыми веществами и оружием никогда не интересовался. Резина на моей «автомашине «ОКА» шипованная и технически она исправна и езжу я очень аккуратно. В последнее время я стал чувствовать, что кто-то отслеживает мои передвижения. Если со мной что-либо произойдет, не верьте тому, что скажут официально».
Напомню, прокуратура Татарстана объединила все случаи поджогов в одно уголовное дело (с сентября в республике было подожжено 3 храма, 3 часовни и один молельный дом, последние случаи поджогов зафиксированы 28 ноября) и квалифицировало его как теракт. А сегодня МВД рекспублки объявило о задержании «группы жителей города Чистополь, которые подозреваются в поджоге, как минимум, двух православных церквей», - говориться в сообщении пресс-службы МВД. Имена подозреваемых не раскрываются в «интересах следствия».
«По моей информации в конце ноября в Чистополе без вести пропали три человека Раис Шайдулин, Марат Сабиров и Айрат Ситдиков, я не удивлюсь, если именно они и окажутся поджигателями, - говорит Ильмир Имаев, - последнее время у нас идут массовые аресты, к задержанным применяются пытки, а под пытками что угодно возьмешь на себя».
Ирина Гордиенкоспециальный корреспондент