Что символизирует «изгнание властями сундука»? Ничего
Гигантский сундук стал героем недели. И захватил все внимание. Есть у него противники, а есть и ярые защитники - в Сети и те, и другие ведут агитацию. Зреет мысль направить петицию в Белый дом. А кто-то уже предложил основать секту «Священного Сундука». И почти нет тех, кто остался бы к нему равнодушным.
Гигантский сундук - стоило ему только стать запретным - оброс символами и неожиданными смыслами. (Хотя там всего лишь планировалось разместить благотворительную выставку сумок.) Сам по себе он стал культурным явлением, объектом исследования и причиной медийных склок.
Сначала широкая общественность, включая как депутатов-единороссов, так и либеральных журналистов, его появлением на Красной площади возмутилась. Все уже знают, что сундук - «символ безвкусицы и откатов», он «оскорбил память», «патриотические чувства» - и не где-то, а в «самом сакральном месте». Затем, когда удалить самострой потребовала сама администрации президента, общественность отыграла назад. И за сундук заступилась: «Ну сундук, ну на Красной площади». Напротив мавзолея, где труп. По соседству с Лобным местом, где обезглавливали. Там, где Газманов и Билан поют в честь переизбранных уважаемых руководителей.
И правда - как уж беззлобному сундуку переплюнуть тут всех в плане оскорбления чувств.
А что внутри?
Попасть внутрь запретного чемодана стоило мне 500 рублей. Точнее, эту сумму еще в полдень назвал охранник на объекте. И сказал приходить вечером в 18.00. «Когда стемнеет, и никому особо не говори, - уточнил полный человек в дутом пуховике с рацией. - И так уже полгорода в очереди сюда». «А что там есть-то?» - спросил я. «Да ничё, - сообщил полный охранник. - Ну столы, шкафы какие-то. А все равно все лезут, за пятихатку-то». Модное, значит, место, хорошо я попал. И цена отличная, сразу понял я, для прохода внутрь таинственного предмета.
- Приезжай срочно на Красную площадь, - сообщил я по телефону жене. - У меня тут для тебя будет невероятный сюрприз.
- Тоже прибьешь себя к брусчатке? - испугалась Ковальская.
- Так, - говорю. - Я раздобыл проходки в сундук Louis Vuitton.
- Но его же запретили, этот сундук, - сомневалась Ковальская. - Мы пойдем, а нас арестуют.
- Всех не арестуют. Там уже очередь таких, как мы.
- А что хоть там будет?
- Это не важно. Важно ощутить саму атмосферу, соприкоснуться, - говорю. - И за вход берут всего по пятьсот с человека.
- Но за пятьсот может быть и полная ерунда, сам знаешь.
- Пока не попадем, не узнаем, - говорю. - Но место, конечно, сакральное. Тут - Ленин, там - Путин. Лажи быть не может. И всего пятьсот рублей, надо идти…
- Это да, - согласилась Ковальская. - А когда-то мы с тобой на митинги ходили, помнишь? На досуге раздельным сбором мусора как волонтеры занимались. Смысл какой-то искали.
- Да ладно тебе, - говорю.
- А сейчас в какой-то гребаный чемодан направляемся, - не успокаивалась она.
- Да, в гребаный чемодан! - не выдержал теперь я. - Вот тебе новый смысл! Или мы идем к чемодану, или чемодан приходит за нами.
- Какая-то бессмыслица всюду, - вздохнула Ковальская. - Ладно, к восьми буду.
В чем-то она была, конечно, права. И ситуация абсурдна, и сам чемодан, внутри которого непонятно что, зато какая грандиозная шумиха снаружи. И вот мы уже сами стали частью этого чемоданного шоу.
Толпа уже выстроилась у ограждения. Подошли и мы с Ковальской - заблаговременно к 17.45. Вот группка китайских туристов с камерами. Вчера ходили, говорят, на выставку русских матрешек, а сегодня - в сундук. А вот группка модной молодежи, целит туда же. Еще подтягиваются какие-то приличные с виду люди. Но они-то чего?
- Мрачный чемодан символизирует глубокое уныние, повергшее общество, и как результат - всеобщие уезжантские настроения, - парень в шапке с помпоном объяснял свое виденье девушке в желтых ботинках.
- А что тогда символизирует «изгнание властями сундука»? - спросила девушка.
- Скорый возврат к выездным визам, - негромко сообщила Ковальская.
Неожиданное скопление народа привлекло даже полицейских. А вот опрос населения у сундука ведет японское телевидение. Через переводчика репортер допытывается до двойников Николая Второго и Сталина, традиционно фотографирующихся за деньги под козырьком Исторического музея.
- Конечно, такое святотатство терпеть нельзя, - негодует в камеру Николай Второй. - Вообще как допустили?! Туристы сегодня мимо нас проходят, абсолютно не реагируют!
- Все из-за него, к сожалению, в ущербе оказались, - заявил Сталин. - Виталий, Ленин наш, вообще переместился на Театральную.
А мы с Ковальской ждали сигнала. Я приготовил тысячу за двоих. Кто-то в толпе тоже закопошился с бумажниками. Духовно готовились прикоснуться к неведомому.
Но к 18.00 обстоятельства, вероятно, изменились. «Восемьсот рублей», - по-деловому сообщил нам охранник. «За что?!» - сказал я. «Как хотите. Желающих вагон», - пожал он плечами. «Давай откажемся, пока не поздно», - предложила Ковальская. «Поздно», - говорю. ...И нас уже повели к одной из дверей. Внутри шли какие-то работы, охранник сообщил, что далеко заходить нельзя, фотографировать тоже. По большому недостроенному ангару сновали рабочие. И никаких роскошеств, никаких извращений, способных унизить и оскорбить. А через пару минут, как мы зашли, и вовсе отрубился свет. «Ну, - виновато спросил я в темноте Ковальскую, - чувствуешь что-нибудь?» «Да. Неведомые кидалово и разочарование», - сказала жена.
Павел КаныгинСпециальный корреспондент