Созданный в 2004 году,
«Топ Яндекса» по записям в блогах, как его называют рунетчики, быстро стал популярным. Писатель и известный блоггер Максим
sviridenkov Свириденков в
открытом письме «Яндексу» охарактеризовал ситуацию как катастрофическую: «Вы заставили почувствовать всех нас, простых граждан РФ, СНГ и других русскоязычных пользователей, ведущих сетевые дневники, что мы НИКТО и звать нас НИКАК!»
Сам «Яндекс» в лице менеджера этого проекта Антона Волнухина
объясняет свое решение как вызванное фактическим превращением технического сервиса в медиа-инструмент, или, по-русски, средство пропаганды. «Многие блоггеры стали писать, комментировать и ставить ссылки только для того, чтобы «вывести постинг в топ». Появились и роботы-блоггеры, которые замусоривали блогосферу с той же целью - попасть в рейтинг популярных записей», - пишет Волнухин.
Известный интернет-деятель Антон
dolboeb Носик так выразил общее мнение наиболее конспирологически настроенной части ЖЖ-аудитории: «Закрывая рейтинг записей, «Яндекс» не мог написать в своем блоге, что вот нам звонят из администрации президента и просят убрать из топа такие-то записи, но он мог довольно прозрачно на это намекнуть». Согласно этой версии «Яндекс» не захотел идти на поводу у власти, а предпочел просто прикрыть лавочку. Однако причина, несомненно, несколько сложнее, чем одно только желание кого-то сверху заставить умолкнуть «глас народа».
У любой системы поиска информации, на каких бы супертехнологиях она ни базировалась, есть один принципиальный недостаток: такая система всегда одновременно является и рейтингом, даже если явно не преследует такой цели. Попробуйте не то что придумать приемлемый алгоритм для автоматического рейтингования, а хотя бы вручную разместить по порядку некоей «значимости» сайты по таким запросам, как «стоматология» или «пластиковые окна». У вас ничего не выйдет просто потому, что объективного критерия оценки стоматологических клиник или фирм по установке окон по одному только содержимому их сайтов не существует в принципе: все они предлагают в принципе одно и то же и даже за примерно одинаковые деньги.
Отсюда возникновение целого направления бизнеса - оказания услуг по «поисковой оптимизации», т.е. продвижение сайтов на первые места в списке выдачи поисковиков. Ведь, согласно статистике, половина пользователей не продвигается дальше первой страницы результатов поиска, а дальше второй - вообще единицы процентов. Потому для многих сайтов коммерческой направленности попадание в первую десятку или хотя бы двадцатку жизненно важно. Это довольно сложное искусство, требующее опыта и досконального знания технологий, причем вполне легальные и уважаемые «оптимизаторы» на этом поле вынуждены конкурировать с нелегальными «накрутчиками». «Нелегальность» тут надо понимать не в терминах УК РФ, естественно, а просто как набор осуждаемых приемов, с которыми поисковикам приходится непрерывно бороться - в противном случае вы бы по любому запросу в первых строках получали бы одну рекламу.
Но если для обычных сайтов в ряде случаев еще можно придумать некие «объективные» критерии - хотя бы пресловутую посещаемость или так называемый индекс цитирования, показывающий, насколько часто на данный сайт ссылаются другие, то в блогосфере и это сложно сделать. В этой размытой среде ежедневно появляются десятки тысяч сообщений, каждое из которых само по себе прочтут лишь десятки-сотни, максимум - тысячи людей. Вот и получается раздолье для «оптимизаторов» разного рода - от самодеятельных политтехнологов до вполне серьезных дядей из компетентных органов. В статье на сайте «Частный корреспондент» поиск «Яндекса» по блогам назван «инструментом каждого уважающего себя пиарщика вне зависимости от отрасли, журналиста и даже многочисленных сотрудников спецслужб».
Так что каков бы ни был настоящий повод, по сути «Яндекс» признал, что не справился с вышедшей из-под контроля ситуацией. Но правы и те, кто говорит о потере блоггерами инструмента, который, по слова Максима Свириденкова, «долгие годы был источником не просто Свободы Слова, а Свободы Быть Услышанным». Предвидя такую реакцию, «Яндекс» отпустил в свободное плавание программное обеспечение для организации таких сервисов, что надо понимать, как «мы не справились, так попробуйте теперь сами».
И результат не замедлил себя ждать - почти сразу об открытии своих сервисов поиска по блогам заявили Артемий
tema Лебедев, известный дизайнер сайтов (и, кстати, топовый блоггер в «ЖЖ»), а также сайт-справочник WhoYOUgle, создателем и совладельцем которого является Антон Носик. Что из этого выйдет - посмотрим. В идеале, как отмечают многие, было бы неплохо, если бы за это дело взялся второй в Рунете поисковик, каким стала русская версия Google - всемирно известную компанию по крайней мере вряд ли кто заподозрит в подверженности «телефонному праву»...
Юрий РЕВИЧ