Голова профессора Медведева

Oct 04, 2013 17:28





Запись в «Фейсбуке» одного из лучших профессоров Высшей школы экономики Сергея Медведева о том, что безответственное поведение России в Арктике заслуживает того, чтобы передать российский арктический сектор под международную юрисдикцию, нашла живой отклик у президента РФ. Когда на встрече с активом «Единой России» ему задали вопрос об этой позиции, он, по свидетельству очевидцев, шепотом обозвал автора идеи «придурком». В официальной стенограмме эта эмоциональная ремарка заменена на: «Кто-то пошутил». И вынес приговор: «Это антинародная позиция, я уже не говорю - непатриотичная. Она ещё и вредная с экономической точки зрения, потому что этот регион очень богат минеральными ресурсами, в этом его ценность».


Отметим для себя фразу «богат минеральными ресурсами» - это ключ к  пониманию Владимиром Путиным Арктики, слава Богу, пока не потребовавшего головы профессора Медведева. Еще один ключ - в следующей фразе: «Кстати говоря, и американские подводные лодки дежурят недалеко, у побережья Норвегии». То есть президент рассматривает Арктику как источник углеводородов и как важную в военном отношении территорию. Относится к Арктике точь-в-точь как Сталин, который костьми ложился за угольные шахты Шпицбергена, давал распоряжение поднять флаг СССР на Земле Франца Иосифа, и вообще освящал своим именем полярные эпопеи.

Третий ключ - мифологический. Профессор Медведев посягнул практически на одну из важнейших «духовных скреп»  арктический миф, на арктическую гонку, которая была не менее драматичной, чем космическая гонка с американцами (вопрос ЦК КПСС главкому ВМС С.Г. Горшкову: «Можем ли мы (то есть подводные лодки - А.К.)  подо льдами достичь Северного полюса?»).

Арктика - действительно мощнейшая эмоциональная «скрепа» для нескольких поколений. Челюскинцы, летчики - первые герои Советского Союза, Шмидт, снявший Папанина со льдины, а тот его - Севморпути, «Лейся песня»: «Шлем привет, товарищ Сталин, дома будем через год» (с последующей зачисткой вредителей в Главсевморпути), в позднесоветское время - романтика от Дмитрия Шпаро. Даже в «Цветике-семицветике» Валентина Катаева дети играют в полярников. У моей мамы, детство которой пришлось на конец 1930-х-начало 1940-х, любимой книгой был роман «Два капитана» Вениамина Каверина. А мой 12-летний сын, прочитав «Землю Санникова» Владимира Обручева, меланхолически произнес: «Жаль, что Земля Санникова не существовала в действительности».

Так что Путина в этом смысле можно понять. Но дело не лирике и романтике. А углеводородах.

Вот аргументация Сергея Медведева, высказанная им в тот же конфликтный вечер: «Проблема в том, что главной проигравшей в этой войне (за ресурсы Арктики - А.К.) окажется сама Россия, независимо от того, сколько арктических вод и дна ей удастся присвоить. Угроза будущему России - не в территориальных претензиях конкурентов, а в экологическом бедствии, которое происходит сейчас в Арктике. Если там начнется массовая промышленная добыча углеводородов и коммерческое судоходство, это бедствие превратится в катастрофу, которая больнее всего ударит по России с ее протяженным арктическим побережьем и зависимостью от арктического «кондиционера».

Вполне логично, не так ли? Ведь проблема действительно состоит в том, что арктический щит превратили в арктический shit, арктическую, деликатно говоря, грязь.

Андрей Колесников
обозреватель «Новой»
Previous post Next post
Up