«Россия». Воруют

Nov 06, 2009 14:05

1 ноября, вечером, щелкая каналы, случайно наткнулся на передачу «Специальный корреспондент» с Марией Ситтель. Был там сюжет, который назвали «Трасса» - про федеральную трассу М-53, соединяющую Сибирь с Европой.

Тема показалась до боли знакомой.

Ну еще бы, я вспомнил: неделю назад вышел номер «Новой» с первополосной статьей Алексея Тарасова про эту раздолбанную трассу. Ну да, заголовок к материалу еще тогда очень удачно на планерке предложила Лена Дьякова из отдела культуры: «Особый путь». По-моему, супер.

И вот, глядя на то, как оператор канала «России» смачно снимает месящие глину колеса фур, а корреспондент бойко про это рассказывает, стал я улавливать знакомые обороты, словечки и интонации.

Здорово, что выпуск передачи спустя какое-то время коллеги из «России» выложили в сеть. Теперь у меня есть возможность сличить два текста и показать вам, что получилось.

Итак:

Транспортные коллапсы случаются от любых капризов погоды
(«Новая» №119 от 26 октября)

Не за горами зима. метель и снегопады, а значит, к нам вполне заметно подкрадывается дорожный капут
(«Россия», 04:23)
Здесь федеральный телеканал, конечно, нас уделал, выбрав хлесткий народный, так сказать, оборот. В дальнейшем мы еще увидим этот их гениальный прием с привлечением персонажей реального народного быта: бабушек Надь и бабушек Маш. Следите за руками словами.

Машины валятся в кюветы, застревают на два-три-четыре дня, теряют колеса, гробят ходовую, тонут в грязи - это повседневность М-53.
(«Новая» №119 от 26 октября)

Десятилетиями машины теряют в выбоинах колеса, разбивают ходовую, тонут в грязи и валятся в кюветы...
(«Россия», 04:23)

Этот прием назовем "эпическим". В том смысле что здесь журналисты ТК «Россия» решили всеобъемлить. Обобщить и посмотреть на то же самое предложение Алексея Тарасова с точки зрения десятилетий. Красавцы!

Идем дальше:

Чтобы не увеличивать 8-километровую пробку, в пятницу большегрузы стали задерживать под Ачинском, Канском, Уяром, Юртами.
(«Новая» №119 от 26 октября)

Чтобы не увеличивать 8-километровую пробку, машины стали задерживать под Ачинском, Канском, Уяром, но ситуация все равно оставалась критической
(«Россия», 04:23)

Что у нас здесь? ну во-первых, почему вычеркнули Юрты? А вообще этот прием, надо думать, называется: водянистый. Технология: нагнать шухера, авось никто не заметит за тотально «подкрадывающимся капутом» оригинального предложения собкора «Новой».
Поехали дальше. По выбоинам:

Точную характеристику этой дороге дал в 1890 году Антон Павлович Чехов: «Сибирский тракт - самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете… Тяжело ехать, очень тяжело, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью!»
(«Новая» №119 от 26 октября)

В 1890 году по ней проезжает писатель Антон Чехов, совершающий свое памятное путешествие на Сахалин. Чехов оставит уничтожающую характеристику дороги, удо<неразборчиво> списанную с сегодняшних дней:



(«Россия», 09:00)
Красиво! Нанотехнологично! Да и грех нам тут жаловаться: аудитория «России» поболе нашей будет: пусть Чехова народ повспоминает. Может, перечитает. Клевый был писатель. Много рассказов написал: «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

Кстати, трюк с наноЧеховым журналисты второго канала решили повторить. О чудо: снова скопировав цитату (их всего две в тексте) из Тарасова (пардон, из Чехова):

По этому поводу Чехов замечал: «Говорят, что в городах и селах по Сибирскому тракту живут люди, которые получают жалованье за то, что починяют дорогу. Если это правда, то надо прибавить им жалованья, чтобы они, пожалуйста, не трудились починять, так как от их починок дорога становится всё хуже и хуже»
(«Новая» №119 от 26 октября)



(«Россия», 10:18)
Ну а чтобы я не унывал, расшифровывая довольную быструю речь корреспондента, он мне то и дело оставлял наиболее приятные для цитирования здесь моменты, уже буквально отсылающие меня (а теперь и вас) к тексту «Новой». Тем более приятные, что слова из публикации он вкладывал в уста простого народа. Так что теперь можно документально подтвердить: статьи «Новой газеты» народ рвет на цитаты, как когда-то «Горе от ума» Грибоедова. (Кстати, тоже клевый был писатель и дипломат)

Но вернемся к нашим фурам:

Особый путь
Единство России зависит от состояния ее дорог, а дороги, оказывается, - от «Единой России». Пока политическая элита пожинает плоды популизма, транспортные коллапсы случаются от любых капризов погоды и изношенности деревянного (!) дорожного полотна
(это наш заголовок, «Новая» №119 от 26 октября)

А бабушка Надя все время спрашивала у водителей: почему трасса такая неустроенная. "Особый путь", - пожимали плечами дальнобойщики
(«Россия», 15:50)

Спасибо, дальнобойщики! Спасибо, бабушка Надя, спасибо, «Россия»!

Ну а теперь о том, что журналисты намеренно предпочли не заметить или обойти в сюжете:

Кстати, прокуратура Иркутской области, опираясь на данные о множестве человеческих жертв в ДТП, которые происходят из-за отвратительного состояния трассы М-53, предъявила иск Росавтодору. И 19 октября суд выиграла. Вердикт обязывает Росавтодор заняться заброшенной дорогой.
(«Новая», 26 октября)

А то что дом трясется от машин, то поначалу бабушка Надя хотела жаловаться, но потом раздумала: ведь где-то же машинам необходимо ездить, да и куда ее денешь, дорогу эту. Нужна она России...
(«Россия», 16:30)
Нет, конечно, если «России» нужна - все, хэндехох...

Что вообще можно тут сказать? Что вообще должно произойти, чтобы ТК «Россия» по всем правилам сослалась на «Новую»? Чтобы нашли убийц Насти Бабуровой? Чтобы Медведев опять дал нам интервью?

За домашнее задание я бы поставил спецкору Дмитрию Кайстро твердую четверку с плюсом.  Все-таки была у него всего одна неделя: материал у нас вышел 26-го октября, а 1 ноября в эфир слепили уже готовый сюжет. Четверку - потому что героев взяли тоже из материала, даже антигероев. Но вывод сделали неправильный: никто не виноват.
А вот за список использованной литературы - двойка, господин Кайстро, садитесь.

Извините, что длинно. Я же не Чехов («краткость - сестра таланта»).


Константин ПОЛЕСКОВ

плагиат, тарасов, полесков

Previous post Next post
Up