Про «либерастов» и «педриотов»
За иллюстрациями случаев «троллизма» в ЖЖ далеко ходить не надо. Выше - пример атаки на блог «Новой газеты»
Их посты - те же заборные надписи: размашисто, однотипно и по-хамски. Интернет, словно кухня коммуналки, - идеальное место, где можно расплеваться. Существует категория юзеров, которые специально «гадят» на форумах, сайтах и в ЖЖ. Причем за это их не предают анафеме и «нашисты» не устраивают пикеты с флажками у их подъезда. Наоборот, «гадить» сейчас выгодно. Особо доГадливые блоггеры получают за это по 1000 долларов в месяц.
У них свой язык, своя лексика, трафареты. Их видно по одинаковым яростным и безграмотным постам. Внешне это: неравномерное распределение запятых в тексте, «залипший» Caps Lock, игнорирование логики, матерщина. А содержание примерно равно утверждению, что «светлый Путин поднял Россию», а кто не согласен - тот «агент ЦРУ и гомосексуалист». Например, у патриотических «охранников» Кремля существует слово «либераст». Забавно, что симметрично, с другой стороны (у «либерастов»), есть слово «педриот». В словообразовании и там и там есть намек на гомофобию. «У этих блоггеров страшная каша в голове, - поясняет Лев Рубинштейн, поэт и колумнист сайта
grani.ru. - Например, они не различают советское и постсоветское: один и тот же человек может говорить, что он ненавидит большевиков, но любит Сталина. Это вообще свойство нынешнего времени - дезориентация, и идейная, и эстетическая. Многие люди, активно пользуясь Интернетом, практически живя в нем, не понимают его природу. Им кажется, что они находятся в физическом пространстве, откуда можно кого-то выгнать. Пишут, например, иностранным пользователям: «убирайся из нашего рунета», «кто тебя звал на российский сайт». То есть ощущение пространства и времени старое, как бы реальное, хотя они находятся в виртуальном мире, не имеющем границ, выходов и входов».
Бригада
Их называют «гоблинами» и «звероящерами», а чаще «бригадой». Они работают группами. Бригада из 10 блоггеров может кошмарить до сотни ЖЖ в день. «Все это началось в 2005-м, после «оранжевой революции» на Украине, - рассказывает Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика». - У Кремля тогда появилась навязчивая идея, что и у нас есть оранжевая угроза и с ней надо бороться. Сурков и его окружение раскрутили Путина на хорошие бюджеты для борьбы с оранжизмом. Эта борьба велась по нескольким направлениям. Одно из направлений - создание и реанимация пропагандистских сайтов, где рассказывалось, что «Рогозин - агент Ходорковского», «в «Яблоке» идет фашизация», «СПС - голубые», «КПРФ - красный отряд Госдепа» и т.п. То есть черно-пиаровские сайты. Самый приличный из этих сайтов - Взгляд.ру, но есть и менее приличные - Дни.ру, Политгексоген и целый десяток сайтов, как я его называю, «холдинг Кривда.ру*» . Тогда же были созданы и бригады блоггеров, которые начали активно «гадить» на оппозиционных ресурсах. Они сформировались при Фэпе (фонд эффективной политики Глеба Павловского) и при сайтах, курируемых Константином Костиным (тогда замглавы исполкома «Единой России», а сейчас замглавы управления по внутренней политике Кремля). Блоггеры эти работали по трем направлениям. Первое - общее прославление Путина и его окружения, опровержение любой критики. Допустим, кто-то пишет про какое-то беззаконие, несправедливость при Путине, про какой-то неправильный курс, а в ответ им идет пост - «все улучшилось», «доходы выросли», «Россия поднялась с колен», все хорошее, сделанное за последние 10 лет, - это все «благодаря Путину». Второй способ блоггерской пропаганды - это оскорбления, попытки поставить под сомнение компетентность, адекватность человека, критикующего власть. Третий способ - нанятые Кремлем блоггеры, соглашаются с критикой власти и доводят ее до абсурда: «Да, я согласен с вами, что весь русский народ быдло», «в России никогда ничего хорошего не было и не будет», «все рабы» и т.д. Так, они соглашаются с тем, чего человек, критикующий власть, не утверждал. И критик становится единомышленником вот такого одиозного и бредового мнения. Есть и лишенные всякой логики посты: «да, вы - агент ФСБ» или антисемитские шутки, наконец, заявления: «Басаев лучше, чем Путин, я с вами согласен», хотя человек писал о другом. Бредовое поведение очень заметно на форумах оппозиционных интернет-ресурсов».
Есть несколько больных вопросов, по которым «гоблины» чаще всего «возбуждаются», - это национальная тема, тема Грузии, Украины, тема Кремля и власти, религия. «Реагируют буквально на ключевые слова: на слово «еврей», например, - рассказывает Лев Рубинштейн. - Реакция на «Гранях» - мгновенная, через пять минут после публикации появляется первый комментарий, из чего становится ясно: сайт круглосуточно наблюдается. Иногда комментарий возникает намного быстрее, чем физически можно прочитать статью. То есть пишут, не прочитав или прочитав лишь первый или последний абзацы». «Гоблины» стараются создать впечатление, что на оппозиционных ресурсах одни сумасшедшие обсуждают какой-то бред. Нормальному человеку там делать нечего. «Надо признать, - говорит Михаил Тульский, - что работа по засорению блогосферы идет не только в России, не только со стороны Кремля. Американские спецслужбы тоже ведут такую работу. Когда ты пишешь что-то, явно не устраивающее американские власти, генеральную линию США (например, пост об отношениях тех же Абхазии и Осетии с Грузией), тут же появляются какие-то блоггеры, пишущие ахинею вроде той, что «Цхинвал разбомбили не грузинские, а российские военные», и т.п. Писать это вдруг начинают в одну и ту же минуту блоггеры «из разных стран», в том числе белорусские блоггеры, специализирующиеся на борьбе с Лукашенко, и т.п. То есть американские спецслужбы тоже ведут какую-то работу. Подобная же работа, похоже, ведется и ваххабитской Саудовской Аравией. Мусульмане, приезжая в Европу, в большинстве своем теряют интерес к исламу (отходят от религии и даже переходят в христианство). Отсюда в ваххабитских нефтяных державах появилась идея вести по всему миру обратную пропаганду на тему, что якобы кто-то массово переходит в ислам: тем, кто заявляет о переходе в ислам, платят деньги, чтобы они публично об этом заявляли, в том числе и трубили об этом в ЖЖ. А вот со стороны стран ЕС и вообще европейских государств не заметно, чтобы они занимались пропагандой своего «светлого имени». Просто у Европы нормальный имидж, он не нуждается в каком-то исправлении. У Кремля с имиджем проблемы, поэтому приходится нанимать кучу лжецов, чтобы этот имидж исправить. Проблемы есть и у американцев, им тоже надо нанимать профлжецов».
Сколько стоит «гадость»?
На блоггера (а всего их несколько десятков, и у каждого в среднем по десятку ЖЖ) выделяют не больше 1000 долларов в месяц. Десятки тысяч на всех, в год - сотни. «Для власти это очень небольшие деньги, - считает Михаил Тульский. - Для сравнения: на пропаганду в газетах в России иногда уходят миллионы долларов в год. Каждая статья в известном российском издании стоит 10-30 тыс долларов. В западных СМИ еще дороже. Подобная статья стоит 100-300 тыс долларов». Татьяна Становая, политолог, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий, тоже уверена, что на блоггеров уходит не так много денег, как может показаться: «Не думаю, что это такая жесткая выстроенная вертикаль, система с четкой субординацией. Блоггеры, «мусорящие» в ЖЖ и на сайтах, не способны по-настоящему сильно влиять на массовое сознание, так как технология - не эффективная. Люди переходят на личности, используют много оскорблений, это выглядит не эстетично, не научно, не убедительно. Поэтому в конечном счете получается, что авторы этих гадостей не достигают цели. Все сводится в область простой уличной ругани. Тем не менее у власти есть острое желание вступить в интернет-дискуссию и управлять спорами, которые разгораются в Сети. В основном способы, которыми пользуется власть, не административные - это и плюс, и минус. Надо понимать, что это нечестная игра». Существование «бригад» не отрицает и блоггер-«тысячник» Антон Носик, журналист, известный деятель Рунета, один из создателей новостного интернет-издания Lenta.ru: «Есть люди, выражающие таким способом свое мнение, «отводящие душу», а есть такие, кто получает зарплату за оставление комментариев определенного рода. Выявить признаки «бригадной» работы проще всего владельцу блога, форума, сервера - по однотипности откликов, по их происхождению с одних и тех же адресов. Один человек, занимающийся подобными действиями за зарплату, может использовать любое количество «виртуалов», тут ограничений нет. 99% пользователей, которым запрещено оставлять комментарии в моем блоге, - это спамботы, то есть виртуалы, созданные с единственной целью - оставления спама в ЖЖ. Чтобы быть заблокированным за неадекватные высказывания, нужно очень сильно и без аргументации оскорблять других участников обсуждения в моем блоге. На оскорбления в мой адрес я просто не реагирую, это самое действенное».
Когда они активизируются
Михаил Матвеев, модератор сайта ecmo.ru, созданного защитниками Химкинского леса, «грязных посетителей» узнает с первого взгляда: «Мы видим вспышки агрессии перед нашими митингами, акциями протеста, в дни принятия важных решений по вопросам экологии, да и вообще, когда на сайте ожидается наплыв посетителей. А пик активности ЖЖ-хулиганов был во время предвыборной кампании на пост мэра Химок. Комментарии появляются в течение нескольких часов. Впечатление, что сайт отслеживают как минимум в ежедневном режиме. Если отбросить хамские «наезды» на участников Движения в защиту Химкинского леса, цель большинства подобных комментариев - попытаться создать у посетителя впечатление, что все активисты кем-то «куплены», что вообще политика - «грязное дело, мирные люди должны сидеть по домам и не высовываться», любые общественные движения бесполезны. Бывало, что просто пытались «забить эфир» не относящимися к делу ссылками. Возникает ощущение, что «грязные» комменты заказывают те же люди, которые платят за DDoS-атаки**. Заметно, как перед очередной атакой (когда «гоблины» знают, что через час-два сайт все равно перестанет работать) поток оскорбительных сообщений затихает».
С «гоблинами» в своем ЖЖ Лев Рубинштейн поступает «по законам военного времени»: он их просто «истребляет». «Но в ЖЖ таких немного, в основном они пишут комментарии к публикациям на «Гранях». Есть и у меня «личные доброжелатели». Интересно вот что - через три-четыре комментария тема статьи улетучивается абсолютно, и люди начинают выяснять отношения друг с другом, совершенно забыв об авторе, о его тексте. Иногда наблюдать за этим бывает довольно увлекательно. Но у меня к этому интерес отчасти этнографический, отчасти драматургический. В какой-то момент я начинаю комментарии воспринимать как пьесу. И порой внедряюсь туда в роли «автора», но не для того, чтобы вразумить кого-то, а из чисто художественного интереса. Бороться с ними всерьез я не стал бы. Зачем? У всех у них роли распределены, они с них не соскакивают, мнений никто своих не меняет, друг друга никто не слушает. Все это, кстати, было и до Интернета. Например, в советских очередях за дефицитным товаром люди немедленно распределялись по ролям и начинали выяснять отношения. А еще это сильно напоминает кухню в коммуналке - абсолютно та же модель общения, что в Интернете, нового ничего нет, только технические средства изменились».
Полный текст читайте в пятничном выпуске «Новой» 16 октября.
Юлия БАЛАШОВА
P.S. Благодарим коллег, работающих на сайте «Новый Регион», за то, что подсказали тему.
_____
*Холдинг интернет-ресурсов Правда.ру. Владелец - одноименное закрытое акционерное общество.
** DDoS-атака - к серверу одновременно направляются десятки тысяч искусственных запросов, и он перестает справляться, становится недоступен. Цель этих действий - вывод сервера из строя, затыкание рта его создателям.