Какие уроки мы должны вынести
из гибели ученого в Ижевске.Альберт Разин, философ, ученый, руководитель Института человека Удмуртского университета поджег себя на площади. И ничего не произошло. Событие проскользнуло где-то между результатами московских выборов и датой 11 сентября
(
Read more... )
Как ни читай, ее смысл сводится фактически к двум основным тезисам:
- Если не принуждать русских детей к изучению удмуртского языка (а также других национальных языков в России), этот язык вымрет.
- Если не принуждеть русских детей к изучению удмуртского языка, удмурты обидятся и устроят в Удмуртии страшный национализм.
У меня сразу возникает несколько вопросов:
1. Если национальное чувство у удмуртов, по мнению автора, так сильно, то почему его не хватает lдаже для того,чтобы удмуртские родители отдавали своих детей на факультативные занятия по родному языку?
Это с учетом того, что никаких дополнительных усилий, кроме написания заявления об обучении удмуртскому, им предпринимать не надо - есть учителя, есть время в школьном расписании, есть учебники, есть программы и все это за государственный счет (а заставлять детей учиться им и так приходится - что удмуртскому, что русскому, что математике).
2. Почему, если сами удмурты даже на эти жертвы ради родного языка идти не хотят, на них должны идти русские, которым удмуртский язык, по большому счету, действительно, не нужен?
Напомню, что даже в самой Удмуртии удмурты составляют примерно только четверть населения, все они хорошо знают русский язык, а в повседневной жизни из них удмуртскм языком пользуется всего чуть больше трети.)
Область необходимого знания удмуртского языка фактически сводится к госслужбе. Еще, конечно, к сфере национальной культуры (те же учителя в школе, писатели, журналисты, пишущие на удмуртском, театр и т.д.), но, скорее всего, если уж кто-то в этой сфере подвизается, так это сами удмурты.
За пределами же Удмуртии этот язык русским (да и всем остальным) не нужен ни для чего вовсе.
3. Вообще, почему двум третям насления Удмуртии (русским), а также другим не-удмуртам в Удмуртии, предлагают так бояться того, что среди четверти (удмуртов) найдутся люди, которые будут настолько возмущены нежеланием соседей учить чужлой и ненужный им на практике язык, что они на этом основании начнут как-то вредить русским и всем прочим? И на этом сосновании заставлять своих детей учить то, что им ненужно, вместо того, чтобы изучать нужное?
И почему в этом случае - если эти страшные удмуртские националисты начнут вредить - это не проблема государства, которое должно огородить граждан от противозаконного насилия или другого беззакония по национаьному признаку?
Reply
Leave a comment