Политики у нас нет, а есть - паранойя, и боюсь, что это уже медицинский факт
Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, член Совета директоров Сбербанка, Российской венчурной компании, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, член Открытого правительства, член Президентского совета по науке и технологиям, - один из лучших представителей российской либеральной элиты, вполне встроенный в систему власти, - был вынужден уехать из России.
Гуриева допрашивали трижды. Один раз в Следственном комитете, два - на работе. Последний раз ему объяснили, что к нему придут для допроса, а вместо этого предъявили ордер на обыск и изъятие электронной почты. Делалось это все формально, в рамках «третьего дела» ЮКОСа, и были это те же люди, которые вели предыдущие дела.
После того как к Гуриеву пришли первый раз (это было еще в середине февраля), он обратился к своим высокопоставленным и статусным друзьям: Шувалову, Дворковичу, Авену, Грефу. Те поговорили с Путиным. Путин сказал что-то вроде, что, мол, если Гуриев ничего не крал, то проблем нет. А если он что-то украл, то что можно поделать. Еще Путин позвонил Бастрыкину. Бастрыкин якобы сказал по громкой связи, что у него нет претензий.
Выемки продолжались. В мае друзья Гуриева еще раз обратились к Путину. Насколько я знаю, это был Герман Греф. Путин ответил, как всегда в таких случаях, «у меня никаких претензий к Гуриеву нет, в работу Следственного комитета я вмешиваться не буду». Что в переводе на русский означает, что лучше валить.
К этому времени на границе на Гуриева и его жену, одного из самых цитируемых экономистов Екатерину Журавскую, видимо, стоял «сторожок». Пограничники менялись в лице, когда видели их паспорта.
Претензии СК касались экспертного заключения по «второму делу» ЮКОСа для Общественного совета по правам человека при президенте РФ. Гуриев был там одним из шести экспертов. СК интересовало, не является ли экспертное мнение, не согласное с обвинением, преступлением.
По первоначальному предположению СК, ректор РЭШ Сергей Гуриев написал в 2011 году свое экспертное мнение потому, что за восемь лет до этого РЭШ получила 50 тыс. долл. от фонда «Открытое общество». Правда, в это время Сергей Гуриев не был ректором РЭШ и вообще преподавал в Принстоне.
Насколько я понимаю, в бумаге об обыске это предположение уже отсутствовало. Насколько мне известно, там фигурировало утверждение, что Гуриев не имел права выступать как эксперт по «делу ЮКОСа», потому что он перед этим участвовал в процессе ЮКОСа. Когда Гуриев уточнил, что имеется в виду - потому что он не участвовал в процессе ЮКОСа, будто бы последовал ответ: «А вы участвовали в Ходорковских чтениях».
Кафка, короче.
У меня есть две гипотезы относительно происходящего, которые не исключают, а дополняют друг друга.
Одна заключается в том, что конец тюремного заключения Ходорковского уже не за горами, по этому поводу готовится «третье дело» - о финансировании Ходорковским общественных организаций с целью отмывания денег, и Гуриев под это дело попал.
Вторая гипотеза заключается в том, что дело в Навальном, которого Гуриев открыто поддерживал. Алексей Навальный превратился в главную головную боль действующей власти, и, по-видимому, идет спецоперация по зачистке его связей и суровому наказанию всех, кто осмеливается ему помогать. Думаю, что Гуриев будет не последняя и даже не самая громкая жертва этой спецоперации.
К тому же надо понимать, что Путин или, по крайней мере, некоторая часть его окружения существуют в довольно странной картине мира, согласно которой выступления против Путина организованы некими заговорщиками. В этом смысле колонка Сергея Маркова, который после отъезда Гуриева написал, что тот связывал мировую олигархию и антипутинскую оппозицию, чрезвычайно показательна.
Впервые эту занимательную теорию я услышала сразу после декабря 2011 года, когда мне пересказали слова одного из ближайших друзей Путина: «Черт, неужели это и в самом деле Медведев рулит?» Потом стали рассказывать что-то уж вовсе изумительное: например, я как-то слышала всерьез рассказанную историю о том, что «а вы знаете, ведь существуют документальные съемки того, как Навальный выходит из Госдепа с деньгами для свержения Путина, но их никак не удается разместить в интернете, потому что интернет контролируется американцами, и как их размещают - их через секунду сносят».
Апофеозом всего этого были не так давно появившиеся в Сети и очень профессионально снятые ролики (говорили, снимало агентство «Апостол» Тины Канделаки) об Александре Будберге, «сером кардинале» оппозиции, который организовал беспорядки на Болотной и платит деньги Навальному с целью сделать Медведева президентом, и о его соучастниках Наталье Тимаковой, Аркадии Дворковиче и пр.
Смешно, да? Но Будберга уволили из ВТБ, и он загремел с кризом в больницу. Но Навальный после этого не прекратился, и, видимо, на роль «серого кардинала» теперь сватают Гуриева. Из того же разряда - увольнение Суркова за подготовку «оранжевой революции» путем финансирования Пономарева через «Сколково» и пр.
Вам-то смешно, но надо понять, что эти люди в этом живут. Они так видят мир. Они искренне считают, что единственной причиной выступлений против великого Путина может быть только заговор мировой закулисы и «пятой колонны» внутри правительства. Для всех тех, кто не согласен жить в рамках этой параноидальной картины мира, похоже, наступают тяжелые времена.
Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»