Томск город немаленький, с молодым населением и вполне состоявшейся историей. Он считается культурной столицей всей Сибири, хотя по числу ВУЗов значительно уступает Новосибирску, при этом Новосиб считается городом торговли. Рассказывать о Томске можно много, долго и, местами, печально. Но я буду лаконична.
В 2004 году Томску стукнуло четыре сотни лет. Его история началась с того, что местный татарский князь Тоян, прикинув, что междоусобицы его изрядно потрепали и против отмороженных русских он не выстоит, написал Годунову прошение о предоставлении подданства себе и окрестных ему, Тояну, народов. Богатые подарки прилагались.
И тут пошло-поехало J
Личность Тояна, конечно же, неоднозначна. Так же неоднозначна и память о нём, увековеченная в названии Томской гостиницы, например.
Прибывшие в 17-м веке воеводы принялись обустраиваться на берегу Томи - поставили крепость, обложили подданных ясаком и, как полагается, не забыли про политику устрашения, оборону и лихо отяжелевшую мошну. Возможно, кто-то думает, что и о праведности вкупе с духовностью они не забывали тоже, пронеся их через топи болотные, да реки кровавые, торопясь поделиться божественными озарениями с немытым дикарьём. Ага, как же. Хотя, надо заметить, что церкви здесь строились весьма шустро. И часто на частные пожертвования. Вы просто представьте, служилый люд не довольствуется вешками в виде крестов или красными углами, неа. Идут воздвигать соборы и вовсе не на государевы деньги. Все храмы построены на средства из частных капиталов. Толерантность государя просто дичайшая. Святой церкви - так же. По-сути она сводится к одному - «Грабьте и гребите, но не забывайте под чьей крышей гребёте, делитесь сучьи холопы».
В 1819 году, прибывший в Томск с ревизией граф Сперанский обнаружил массу финансовых махинаций. Он писал государю: "Если в Тобольске пришлось бы всех отдать под суд, то в Томске пришлось бы всех повесить". Пожалуй, за 400 лет мало что изменилось.
А в целом, культурный город.
В те годы ушедший из дома в далёкие земли считался погибшим, ведь он ступал не на крещёную территорию. Люди верили, что где-то там правит сам Сотона. Похоже, данный стереотип приходился по душе русским воеводам. Даже понаехавшие попы не играли должной роли.
Из чего же складывался быт первопроходцев и их последователей? Я, естественно, не стану вдаваться в подробные описания росписей на крышках сундуков и печных заслонок с государственной символикой. В быту, в общем-то, не происходило ничего особенного для пиратов, коими они по-сути и являлись. В играх делали отчаянные ставки, в том числе и на собственных жён, продувались и закладывали всё тех же жён, себя и детей. Многожёнство было вполне естественно и в определённой степени закономерно. Наложниц покупали в соседних аулах, либо, как обычно, насиловали и уводили в свой стан дочерей побеждённого врага. Пьянство - само-собой. Торговали рабами, отправляя их в Москву и в сторону оной, а так же в соседний Китай. Да-да, работорговли не чурались, ибо прибыльно.
Я ни в коем случае не собираюсь принижать роли Ермака и последователей, лишь замечаю, что ничто человеческое бандитам не чуждо.
Вот сейчас говорят педофилия… А в таможенной книге за сентябрь 1624 - август 1627 гг. записано: «Июля в 23 день купил Воевода Осип Тимофеевич Хлопов у талай-тайшиных же чёрных калмыков девку тринадцати лет, именем Шундей, волосом руса, бела, румяна, очи кари. Алтынова ж улусу чёрных мугал. А дал на ней 10 рублёв». Конечно же, кто-то может верить, что девку он купил исключительно для того, что бы она рассказывала ему на ночь свои сказки, а для этого просто необходимо было знать, что бела, румяна и очи кари.
Кстати данная выдержка не из частных исторических трудов, которые, как правило, отражают субъективную точку зрения единственного автора. Про то, как купили тринадцатилетнюю белокожую Шундей, мы можем прочитать в подарочном экземпляре, посвящённом городу Томску и приуроченному к его недавнему юбилею, где составителями являются около сотни человек. Имеются фотографии соответствующего документа, поднятого из музейных архивов.
Через 100 лет после своего основания, Томск стал центром Московско-Сибирского тракта. Через этот город проходили все караваны из Китая и обратно, из Москвы. Управление с годами менялось мало, ибо весь смысл данного управления заключался и заключается в том, о чём писал всё тот же Сперанский в 19-м веке: «По богатству природных ресурсов Томская губерния могла бы стать одним из лучших мест в стране, но худое управление сделало из неё сущий вертеп разбойников».
С 1826 года частным лицам разрешается искать месторождения золота и заниматься разработкой. За год-два какой-нибудь мелкий лавочник мог разбогатеть так… Короче, началась настоящая золотая лихорадка. Цитирую воспоминания одного из горожан: «…из гостинодворцев вдруг превратились в богатейших золотоискателей и заняли первенствующее место в городском обществе. В Томске закипела золотая горячка… лакеи превращались в богачей, а их господа вылетали в трубу… общественные разгородки исчезли. Товарищ губернатора оставил службу и пошёл в приказчики к бородачу-приискателю. Ссыльнокаторжный стал богатым золотопромышленником…»
Конечно же, всегда есть исключения из правил. Например, губернатор Аносов (1847-1851) являлся учёным и металлургом, он раскрыл утерянный ещё в средневековье секрет булатной стали.
Опять же, ссыльные попадались весьма и весьма интересные, не только отпетые уголовники. Тут Томску повезло, вкупе с Иркутском. Это вам не Орлово-розово какое-нибудь J
Декабристы, участники революционных, студенческих и революционно-студенческих движений организовывали школы и просто культурные вечера. Ссыльная интеллигенция явно оказала влияние на общую атмосферу и некоторые тенденции.
Продолжение следует…
-------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
ТОМСК, ч.2. Впечатление -
http://novalutskaya.livejournal.com/15936.html