Было заранее ясно, что литературка мусорная, но прочитать было интересно по трём причинам. Первая - люблю эту франшизу, чуть ли не с неё начал плотно глядеть фильмы ужасов. Второе - хотелось проанализировать приёмы, которыми действие с экрана переносится на страницы книги, всякое там нагнетание атмосферы, экшн и прочее. И третье - было интересно, что там добавится к фильму, в каких местах будет отличаться и прочее.
Видимо, книга писалась исключительно по сценарию, но какие-то изменения вносились и в него, но и при съёмках фильма кое-что менялось, так что мы получаем три не совпадающих произведения. Ну только со сценарием ознакомиться возможности нет.
Роман начинается с оценки значимости ТЕХАСА в жизни Америки и пояснением того, насколько характерна для него эта история, достаточно занятно. После этого автор, некий журналист, рассказывает о том, что в 73-м году всех Хьюитов перестреляли, но дело было мутное и быстро забылось, а ясности не было, так что он пытался провести собственное расследование, но его все слали на хуй, и всё заглохло, и только через тридцать лет нашлись люди, которые захотели снять документальный фильм обо всём этом и забашляли журналюге, чтоб он чего ещё раскопал. В этот раз расследование прошло более удачно, он нашел выжившую женщину, которая ему и поведала весь расклад.
Ход занятный, но с точки зрения логики дурацкий, потому что в повествовании постоянно всплывают всякие вещи, которые в рассказ от первого лица включить бы не получилось хотя бы потому, что её там не было. Основной блок повествования близок к фильму за исключением отличий, о которых позже. А в эпилоге оказывается, что полиция подкинула бутафорский труп КОЖАНОГО ЛИЦА чтоб закрыть дело, а он сам оказался жив и лежит в дурке, где молчит и постоянно поедает конфекты. Учитывая его ебало, ход опять же спорный, не узнать было бы трудно.
Теперь о различиях. Несколько глубже проработаны характеры (естественно, после этого они всё равно остались максимально плоскими), так что часть действий героев становится более логичной, плюс становится понятно, зачем нужны были в фильме некоторые реплики. Автор романа украсил ряд локаций, что в фильме было бы сделать труднее. Так завод становится окружен адскими поделками из костей и непонятных вещей, к нему прибиты черепа. При том автором этих ИСКУССТВ становится КОЖАНОЕ ЛИЦО, а не пацанёнок, как это было в фильме. Видимо, там решили не заморачиваться с конструированием всего этого. С другой стороны подвал ТОМАСА ХЬЮИТА в фильме получился куда более живописным. Всякое БЕГАНЬЕ ПО ЛЕСАМ и отношение одной локации к другой в книге опять же прописано лучше, достаточно чётко обозначено, что где находится (в фильме же место действия просто перескакивает с одной на другую).
Различия по сути следующие. ЭРИН оказывается беременной от водилы фургона (КЕМПЕРА), так что периодически парится не только о себе, но и о ребёнке. Пацанёнок ДЖЕДИДА оказывается братом девушки-самоубийцы (и, соответственно, маленького ребёнка), встреченной весёлой компании в начале фильма, а ЭРИН он помогает из соображений, что хочет себе БРАТИКА. Ход глупый, учитывая что девушка только что съебалась от Хьюитов, а парнишка уже хорошенько обжился на заброшенном заводе, да и внешний вид его сильно не-городской. Далее, когда Эрин забегает в фургончик, то женщина там оказывается всего одна (жируха), а не две, она же и заботится об украденном ребёнке. Возможно, из-за этого же в фильме НАЧАЛО из них двух присутствует только она одна. Да эта жируха ещё и представляется как сестра КОЖАНОГО ЛИЦА. Шериф оказывается ХОЙТОМ, а не ХЬЮИТОМ, так же родственником основного семейства он не является (в фильме он называл старушку МАМОЙ). Ну и вообще, когда автор рассказывает его мысли, то он выходит более шерифом, а не левым хуилой, как это выходит из фильма НАЧАЛО. И ещё одно противоречие НАЧАЛУ - в книге поясняется, что дедуле отхуярил ноги КОЖАНОЕ ЛИЦО, когда они повздорили. По всей видимости, это уже додумка автора. В общем, семейные связи несколько перетасованы. И последнее - в книге Кожаное Лицо распиливает пацанёнка ДЖЕДИДА, когда последний помогает героям убежать из подвала.
И ещё в книге добавлена пара планов. Во-первых, там достаточно часто описывается ЗАПАХ, что производит больший эффект, чем картинка в фильме, всё-таки описать как пахнет тухлое мясо выходит более эффективно, чем просто показать его изображение. И второй - автор явный вегетарианец и комичным образом поддаёт пропаганды этой идеи в течении всей книги. В частности, он там размышляет о том, почему вид освежеванных коров не вызывает у Эрин отвращения, а её полу-мёртвый дружок, весящий на мясном крюке - печалит. Раз 15-20 что-то подобное всплывает.
Конечно, за логикой ни там ни там никто особо не гнался, так что анализировать все эти отличия не очень осмысленно, но что уж теперь. В остальном книга написана довольно плохо, присутствуют скучные повторы, язык бедный. Но читается легко и быстренько. Указанные в начале приёмы, само собой, оказались дешевыми, но, в принципе, работают, а больше от них ничего и не требуется. Вот.