За четыре тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте для письма начали использовать папирус, который выделывали из стеблей тростника, но это был хрупкий, пористый материал, пропускавший краску, и писали на нем только с одной стороны. Для рукописей он использовался в виде лент длиной до 40 м. Такие ленты наматывали на стержни, а свитки хранили в футлярах из кожи или дерева (рис. 1). “Переплетные” работы при этом заключались в прикреплении концов ленты папируса к деревянным стержням, с помощью которых при чтении перематывали рукопись, в пропитке папирусной ленты маслом (для предохранения от порчи), подравнивании и закрашивании обрезов, изготовлении и украшении футляров.
Рис. 1. Книга - свиток из папируса.
Рис. 2. Книжный блок, сшитый на ремнях.
За два века до нашей эры был создан новый материал для письма - пергамент - особым образом выделанная кожа молодых животных (телят, коз, овец и др.)- Вначале и пергаментные книги делали в виде свитков, однако из-за большой тяжести длина их была меньше. Пергамент оказался прочным материалом, на котором можно было писать с обеих сторон. Появилась возможность создания новой, более удобной формы рукописи - четырехугольной. Листы пергамента стали складывать пополам, получая при этом четырехстраничные тетради (от греческого “тетра” - четыре), которые потом последовательно, одну за другой собирали в книжный блок и сшивали сухожилиями животных, прикрепляя их одновременно к кожаным ремням (рис. 2). Процесс изготовления книги новой формы потребовал применения ряда брошюровочных операций, которые последовательно выполнялись одним человеком - мастером. Для более прочного скрепления листов пергамента и придания корешку книжного блока устойчивой формы его заклеивали, а затем высушивали и круглили. В дальнейшем блок обрезали с трех сторон и обрезы золотили. Последние операции относились к переплетному процессу.
Помимо папируса и пергамента древние греки и римляне пользовались для записей деревянными дощечками, которые в первое время покрывались воском, а впоследствии загрунтовывались какой-нибудь краской. Иногда их соединяли попарно шнуром в диптихи. Эти дощечки со временем делались все тоньше и тоньше, на них стали писать с обеих сторон, а затем соединять по несколько штук вместе, скрепляя ремнями.
Диптихи делали не только из дерева, но и из слоновой кости, металла, их украшали с внешней стороны резьбой, гравировкой, отделывали золотом, драгоценными камнями, между ними помещали иногда и чистые пластинки, предназначенные только для записи. Подобные художественно оформленные диптихи использовали и в качестве переплетных крышек для пергаментного книжного блока. Так создавался прообраз современной книги.
Впоследствии диптихи заменили деревянными досками. С помощью художников, граверов по дереву и металлу, ювелиров их также отделывали слоновой костью, золотом, серебром, драгоценными камнями и эмалью. Естественно, что эти фолианты были чрезвычайно дорогими и требовали особых условий хранения.
Дешевле были книги, написанные на пергаменте и покрытые обложкой из пергамента или кожи, края которой находили один на другой и завязывались тесемками
Рис. 3. Первые книжные переплеты:
а - книга-кошель; б - мягкий кожаный переплет.
(рис. 3, б). Иногда брали очень большую кожу, обертывали ею книгу, а концы завязывали узлом. Так появилась книга-кошель (рис. 3, а ). Со временем в качестве сторонок переплета начали использовать дубовые или буковые доски, покрытые поверх кожей, концы которой загибались внутрь и приклеивались к доскам.
Важнейшим событием в истории письменности и книги явилось изобретение бумаги. Книжные блоки из бумаги составляли из двух- и трехсгибных тетрадей и шили пеньковыми нитками на пеньковых шнурах, а не на ремнях. Их также обрезали с трех сторон, круглили корешок. Книги, особенно со времени начала книгопечатания, стали выпускать уже в более простом оформлении из менее дорогих материалов, а для переплетных крышек использовать картон, который оклеивали кожей, а потом тканью и бумагой.
С XV века спрос на книгу все больше увеличивается. Возникают крупные мастерские по их изготовлению, которые постепенно вытесняют и поглощают переплетчиков-кустарей. Началось разделение труда. Переплетчик уже не делал одну книгу с начала до конца, а выполнял определенную операцию. Появление машин привело к тому, что книжный блок стали делать в одном месте, крышки изготовлять и отделывать в другом, и уже потом их соединяли.
В настоящее время изготовление книги складывается из ряда последовательных технологических процессов: формных, печатных и брошюровочно-переплетных. Процессы, связанные с фальцовкой отпечатанных бумажных листов в тетради, подбором последних в определенном порядке (комплектовкой блока), прикреплением форзацев, скреплением книжного блока и крытьём брошюровочного блока бумажной обложкой, называются брошюровочными, а операции по обработке книжного блока, изготовлению и отделке переплетных крышек, вставке в них книжных блоков и отделке готовой книги - переплетными.
1.2. КАКОВА КОНСТРУКЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КНИГИ?
Книгой называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой (рис. 4), Издание небольшого объема (до 48 страниц), рассчитанное на недлительный срок пользования, представляющее собой скрепленный и обрезанный с трех сторон блок, заключенный в мягкую обложку, называют брошюрой.
Рис. 4. Элементы книг.
Таким образом, каждая книга “собрана” из трех основных частей, которые, в свою очередь, включают ряд деталей, имеющих определенное назначение.
Книжный блок (рис. 5) состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, - передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости соответственно - верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).
Рис. 5. Книжный блок.
Расстояние от верхнего до нижнего обреза называется длиной или высотой блока, от корешка до переднего обреза - шириной, а от первого листа первой тетради до последнего листа последней тетради - толщиной блока.
К корешковому краю первой и последней тетради книжного блока прикрепляют клеем или нитками сложенный пополам (по размеру тетради) лист плотной бумаги - форзац. К форзацу или прикрепленной к нему для большей прочности полоске ткани или бумаги, называемой слизурой, приклеивают концы марли либо шнуров, тесьмы, на которых сшиваются тетради в книжный блок. Наружными сторонками форзацы впоследствии приклеивают к внутренним сторонкам крышек, тем самым скрепляя блок с крышкой.
Для более надежного скрепления тетрадей и украшения книги с обоих концов корешка блока приклеивают каптал, а для удобства пользования книгой к корешку блока приклеивают один из концов ляссе (закладку в виде ленточки).
Рис. 6. Переплетная крышка.
Переплетная крышка (рис. 6) предохраняет книгу от повреждений и служит элементом художественного оформления. Чаще всего она состоит из картонных сторонок, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоска тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. Переплетные крышки бывают цельнокрытые и составные. Для лучшего раскрывания книги на корешке переплетной крышки вдоль примыкающей к нему картонной сторонки прожимается углубление, которое называется рубчик.
Брошюра по сравнению с книгой проще по конструкции, она не имеет форзацев и состоит из тетрадей, вложенных одна в другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Тетради покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.
Суперобложка защищает обложку и переплетную крышку от повреждений и загрязнений. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку. Суперобложка выполняет также художественные и рекламные функции.
1.3. ЧТО ТАКОЕ ОТПЕЧАТАННЫЙ БУМАЖНЫЙ ЛИСТ?
На полиграфические предприятия бумага поступает в виде листов, упакованных в кипы (флатовая), либо намотанной в рулонах (ролевая или рулонная). Для листовой книжно-журнальной бумаги установлены следующие стандартные форматы: 60X84, 60X90, 70X90, 70X100, 70Х Х108, 75X90, 84Х108 см. Ширина ролевой бумаги - 60, 70, 75, 84, 90, 108 и 120 см.
Лист печатной бумаги стандартного размера называется бумажным листом. Его формат определяется в сантиметрах по короткой и длинным сторонам. Формат бумажного листа, получаемого из ролевой бумаги, зависит от стандартной ширины рулона и от размера, по которому он отрезается на флаторезке или отрубается в ротационной печатной машине.
Бумажный лист является учетной единицей при расчете необходимого количества бумаги на издание. Бумажный лист стандартного формата, отпечатанный с одной стороны, называется печатным листом. А так как печать производится с двух сторон бумажного листа, то каждый такой лист содержит два печатных листа, а каждый печатный лист равен половине бумажного. Формат печатного листа соответствует формату бумажного. Объем издания может быть выражен в физических печатных листах и в условных печатных листах. Физический печатный лист - это печатный лист любого формата. Условный или приведенный печатный лист - это печатный лист формата 60X90 см. Все остальные форматы приводятся к условному печатному листу при помощи переводных коэффициентов (например, для формата 84X108 см переводной коэффициент
1.4. КАК ПОЛУЧАЮТ ТЕТРАДЬ?
Так как каждый бумажный лист содержит два и более печатных листов, их вначале разрезают и получают так называемые листы для фальцовки. В зависимости от числа сгибов они имеют определенное число полос текста с каждой стороны (например, при фальцовке в два сгиба на каждой стороне листа должно быть 4 полосы, в три - 8, в четыре- 16). Сложенный для фальцовки в соответствующем порядке лист называется тетрадью (рис. 7).
Рис. 7. Виды фальцовки листа в тетрадь:
а - в два сгиба; б - в три сгиба.
Для правильного проведения брошюровочно-переплетных операций на листы для фальцовки помимо печатного текста наносят дополнительные печатные элементы (рис. 8).
Рис. 8. Дополнительные печатные элементы.
Каждая полоса (т. е. запечатанная площадь - страница будущей книги) имеет свой порядковый номер, который называется колонцифрой, и в готовой книге обозначает страницу (она может располагаться сверху или снизу, по центру полосы текста или у внешнего поля). Цифра, стоящая на первой странице листа для фальцовки (тетради) в левом нижнем углу (за исключением первого листа), обозначает порядковый номер листа (тетради) и называется главной сигнатурой. На третьей странице листа (тетради) так же слева под текстом ставится дополнительная сигнатура - цифра со звездочкой, повторяющая главную сигнатуру. Рядом с главной сигнатурой ставится норма - фамилия автора, название книги или просто номер заказа, что дает возможность контролировать, не попали ли в данное издание тетради из другого издания. Иногда вверху полосы или в верхней части бокового поля ставятся название книги либо той или иной части, раздела, главы - колонтитулы, они отделяются от основного текста пробелом или колонлинейкой. Кроме перечисленных элементов, каждый лист для фальцовки (тетрадь) имеет так называемые контрольные метки: правильности фальцовки, которую ставят в середине верхнего поля 1-й полосы каждого листа; контроля правильности комплектовки (потетрадные метки) и позаказные метки, а также метки верных сторон. Любителю-переплетчику нужно запомнить, что при повторном комплектовании и шитье разобранного и отреставрированного книжного блока необходимо ориентироваться на потетрадные и позаказные метки, которые находятся на корешках тетрадей. Потетрадные на каждой последующей тетради располагаются со смещением по ко-
Рис. 9. Расположение меток на фальцах тетрадей книжного блока:
а - в книгах среднего объема; б - в книгах большого объема.
решку на 3-3,5 мм и при правильной комплектовке блока образуют одну или две “лесенки” с равномерным чередованием “ступенек”, позаказные метки у всех тетрадей удалены на одинаковое расстояние от верхнего обреза и образуют на корешке блока поперечную полосу (рис. 9). Из тетрадей с прикрепленными к ним дополнительными элементами комплектуется, а затем и скрепляется книжный блок.
1.5. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ФОРМАТ ИЗДАНИЯ?
На каждом бумажном листе может быть размещено вполне определенное количество полос текста. Число их определяется форматом и характером издания. В зависимости от этого на одной стороне бумажного листа может быть размещено 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 (и даже 256, 512, 1024) запечатанных полос. Часть печатного листа, на которой отпечатана одна полоса текста, называется долей листа, а ее размер соответствует формату будущего издания до обрезки книжного блока. Так как печать обычно производится на обеих сторонах бумажного листа любого размера, каждая доля листа содержит две страницы, т. е. бумажный лист, отпечатанный в /г долю, содержит 4 страницы, в 74 - 8, 1/8-16, 1/16 - 32, 1/32 - 64 страницы будущей книги. Формат издания записывается в виде размера печатного листа (в см) и доли, в которую он отпечатан. Например, 60х90/16, 60х84/16, 84х108/32, 70х108/32. Эти сведения выносятся в выходные данные каждого издания. После обрезки книжных блоков формат их будет равен соответственно 145х215, 145х200, 130х200 и 130х165мм.
Рис. 10. Расположение полей страницы вокруг полосы текста.
Вокруг каждой отпечатанной полосы текста имеется четыре поля (рис. 10) различных размеров: внутреннее а (корешковое), верхнее 6 (головное), внешнее в (переднее) и нижнее г (хвостовое). Соотношение размеров полей в печатных изданиях играет большую роль в общем оформлении и определяется форматом и объемом, а также типом издания. Наименьшим полем является корешковое, потом идут верхнее, переднее и самое большое - нижнее. Это обусловлено, с одной стороны, созданием удобств для зрительного восприятия книжного разворота, а с другой - тем, что страницы книги обычно перелистывают за правый нижний угол, поэтому размеры переднего и нижнего полей должны быть больше, чтобы предохранять края полосы текста от загрязнений и порчи.
1.6. ЧТО ТАКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕТРАДЕЙ?
Дополнительными элементами тетрадей называются форзацы, иллюстрации, дробные части печатного листа, которые присоединяются к тетрадям до начала комплектования книжного блока.
Форзац - обязательный элемент книги, поскольку служит для скрепления блока с переплетной крышкой. Форзацы прикрепляются к первой и последней страницам крайних тетрадей блока до его комплектовки и шитья. При вставке в переплетную крышку внешние листы форзацев приклеиваются к внутренним сторонкам переплетной крышки, закрывая при этом в готовой книге внутренние стороны переплетной крышки, клапаны марли (концы шнуров, тесьмы), на которых сшит блок, одновременно упрочняя связь блока с переплетной крышкой. Кроме того, они являются элементами внешнего оформления книги, могут быть изготовлены из незапечатанной белой или цветной бумаги или иметь на внутренней стороне печатное изображение, иллюстрирующее содержание книги либо носящее декоративный характер (декоративно-орнаментальные форзацы). По конструкции форзацы делятся на цельно-бумажные и составные, по методу крепления к тетрадям - на приклейные, прошивные, пришивные и накидные. Другие дополнительные элементы - иллюстрации, дробные части печатного листа бывают как в книгах, так и в брошюрах. В зависимости от способа присоединения к тетрадям они делятся на вклейки, когда дробная часть листа или иллюстрация вклеивается внутрь тетради, вкладки, когда они вкладываются в середину тетради, накидки, когда в разъем дополнительного элемента вкладывается тетрадь, и приклейки, когда эти детали приклеиваются к наружной части тетради. Если формат иллюстрации меньше формата издания, то ее сначала приклеивают узкой полоской либо сверху, либо по корешку к листу плотной бумаги, а затем этот лист прикрепляют к тетради. Лист бумаги, используемый для предварительной приклейки иллюстрации, называется паспарту, а сам вид приклейки - приклейка на паспарту.
1.7. КАК КОМПЛЕКТУЕТСЯ И СКРЕПЛЯЕТСЯ КНИЖНЫЙ БЛОК?
Рис. 11. Комплектовка книжного блока:
а - вкладкой; б - подборкой.
Комплектовка книжного блока - это составление блока из тетрадей или листов в определенном порядке (рис. 11).
Рис. 12. Скрепление книжного блока в корешке: шитье проволокой (а - вразъем на марле; б - втачку блока, скомплектованного подборкой; в - внакидку); шитье нитками (г - брошюрное; д - на марле); клеевым способом (е - многосгибных тетрадей; ж - без роспуска и с роспуском отдельных листов; з - односгибных листов).
Комплектовка выполняется вкладкой, когда тетради вкладываются одна в другую и в обложку (при изготовлении брошюр, журналов), и подборкой - путем прикладывания одной тетради к другой или одного листа к другому (книжные издания при толщине более 4мм). При комплектовке все тетради и листы должны быть с прикрепленными дополнительными элементами.
После комплектовки тетрадей в блок они скрепляются в корешке путем сшивания проволокой, нитками или способом бесшвейного клеевого скрепления (рис. 12).
Шитье проволокой осуществляется разными способами: вразъем на марле, когда проволочные скобы пропускают через корешковый сгиб тетради и загибают их концы с наружной стороны марли; втачку блока, скомплектованного подборкой, когда скобы проходят через корешковое поле тетрадей с небольшим отступом от края корешка; внакидку блока, скомплектованного вкладкой, через корешковый сгиб с загибкой скоб внутри тетради.
Однако шитье тетрадей в блок проволокой имеет существенные недостатки. Проволока со временем ржавеет, а прочность скрепления невелика из-за того, что бумага легко прорывается по месту размещения проволочных скоб. Нитки не имеют этих недостатков. Они длительное время сохраняют свои первоначальные свойства, обладают большей гибкостью и эластичностью и обеспечивают прочное скрепление как листов внутри каждой тетради, так и всего блока в целом, высокое качество готовых книг.
Нитками могут быть сшиты блоки, скомплектованные вкладкой и подборкой. Шитье может быть выполнено по-тетрадно, когда каждая тетрадь прошивается через корешковый сгиб, и втачку поблочно, когда блок прошивается по корешковому полю с некоторым отступом от корешка.
Есть два вида потетрадного шитья нитками: брошюрное (рис. 12, г) и переплетное (рис. 12, д). Брошюрное - это шитье нитками без корешкового материала (марли) брошюрным стежком, при котором все стежки расположены внутри тетради, а петли с внешней стороны. Если таким способом сшивается книжный блок, то марлю наклеивают на корешок в процессе обработки блоков. Переплетное шитье применяется при сшивке блоков на марле. В практике ручного переплета шитье нитками производится как на марле, так и на тесьме (широкой и узкой), шнурах, ремешках. (Способы такого шитья см. 7.11.)
В настоящее время большой процент книжных блоков скрепляется бесшвейным клеевым способом. Распространены три варианта такого скрепления. Первый - внутренние листы многосгибных тетрадей скрепляются между собой в корешковой части клеем, нитками, синтетическими термоплавкими нитями в виде скоб, путем перфорации корешка и проклейки жидким синтетическим клеем, а затем эти тетради соединяются в блок склеиванием. Второй - блок комплектуется из отдельных односгибных листов или многосгибных тетрадей, полученных комбинированной фальцовкой и имеющих раздельные односгибные доли в корешке. Проклейка корешка выполняется в роспуск или без роспуска. К проклеенному корешку приклеивается обложка или корешковый материал. Третий - скрепление отдельных листов. Блок в этом случае состоит из отдельных листов (у многосгибных тетрадей срезается корешковый фальчик). Проклейка производится как с роспуском, так и без роспуска листов в корешке. Роспуск листов перед проклейкой увеличивает площадь склейки листов блока. Последний вариант имеет самое широкое распространение и вполне приемлем в любительской практике.
И, наконец, существуют способы скрепления блоков металлическими или пластмассовыми спиралями, кольцами, винтами, кнопками. Однако при изготовлении книг они применяются чрезвычайно редко, в основном для скрепления блоков беловых изделий, альбомов, каталогов, справочных изданий и т. д.
1.8. КАКИЕ БЫВАЮТ ОБЛОЖКИ И ПЕРЕПЛЕТНЫЕ КРЫШКИ?
Брошюры и журналы сразу же после шитья кроются обложкой, которая предохраняет листы издания от повреждений. Для изготовления обложек используется бумага, переплетный материал на бумажной или нетканой основе, переплетный картон. Если блок скомплектован вкладкой, его покрывают обложкой в процессе комплектовки, а затем скрепляют все вместе. При комплектовке брошюрных и книжных блоков подборкой их сначала скрепляют, а затем кроют обложкой. При этом различают обыкновенное крытье, когда обложка приклеивается к блоку только по корешку, и вроспуск, когда обложка приклеивается не только по корешку блока, но и по узкой полоске (5-7 мм) вдоль корешка к первому и последнему его листам. Крытье вроспуск применяется для блоков различной толщины, сшитых проволокой, нитками, имеющих бесшвейное клеевое скрепление, и обязательно для блоков, сшитых втачку, ибо в этом случае обложка закрывает проволочные скобы на корешковом поле блока. Бывают также и составные обложки с окантовкой корешка. Наружный материал у них, что и в рассмотренных выше, для корешков же используется переплетный материал на бумажной или нетканой основе.
Переплетные крышки, как уже говорилось, бывают цельнокрытые и составные (см. рис. 6), а также из одной детали. У цельнокрытой переплетной крышки сторонки и отстав покрыты одним материалом (бумагой, материалом на нетканой основе или ткани). В составной переплетной крышке картонные сторонки и отстав соединяются корешком из переплетных материалов на нетканой основе или ткани, сторонки покрываются этими же материалами или бумагой. Корешок бывает кругленый или прямой. Переплетная крышка из одной детали состоит из одного материала. Находят применение также переплетные крышки с накладными сторонками. Ныне ГОСТом 22240-76 “Обложки и крышки переплетные” предусмотрено девять типов обложек и переплетных крышек книжных изданий, выпускаемых промышленным способом (см. Прил.1).
1.9. ЧТО ТАКОЕ ТИТУЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ?
Титул (от лат. titulus - надпись, заглавие). Основным титульным элементом книги, брошюры, продолжающегося издания, реже журнала является титульный лист, содержащий сведения об этом произведении печати (рис. 13). По своей структуре он может быть ординарным-первая страница книжного блока с оборотом, разворотным - основной титул с авантитулом и контртитулом и распашным; по исполнению - наборным, рисованным и комбинированным; по полиграфическому воспроизведению - одноцветным и многокрасочным.
На лицевой стороне титульного листа размещаются надзаголовочные данные, заглавие, подзаголовочные сведения о лицах, принимавших участие в работе над книгой, номера томов и выпусков, выходные данные; на обороте библиотечные и книготорговые индексы, дополнительные сведения об участниках издания, знак охраны авторского права (6) и др.; в ряде изданий библиографические записи с рефератом, аннотацией или макет аннотированной библиографической карточки.
Контртитул - левая часть разворотного титула. Содержит выходные данные, характерные для многотомного или серийного издания в целом (генеральный титульный лист). В переводном издании контртитул представляет собой титульный лист на языке источника, в роскошных и подарочных изданиях используется “зеркальный титул” - повторение титульного листа.
Авантитул (от франц. avant - перед и лат. titulus - надпись) - первая страница книжного блока, один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, встречается, как правило, в книге при наличии контртитула или фронтисписа, содержит некоторую часть выходных данных (издательскую марку или наименование издания) либо марку серии, реже эпиграф, посвящение, лозунг, называется также фортитулом, или выходным листком.
Рис. 13. Титульные элементы: а - титульный лист; б - контртитул; в - авантитул; г - распашной титул; д - фронтиспис; е - шмуцтитул.
Распашной титул - разновидность титульного листа, декоративные и изобразительные элементы которого располагаются на первом развороте (2-я и 3-я с), представляющем собой текстовое и графическое единство. Применяется главным образом в хорошо оформленных изданиях художественной литературы.
Фронтиспис - иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа, чаще всего портрет автора книги или лица, о котором идет рассказ, рисунок, отражающий главную идею произведения, иллюстрация к узловому эпизоду, часто фотографии, карты.
Шмуцтитул - (нем. Schmutztitel, от Schmufz - грязь и Titel - заглавие) в старопечатных книгах добавочный титул, помещаемый перед титульным листом для предохранения его от загрязнений, порчи. Современный шмуцтитул предворяет часть, главу издания, содержит краткое название этой части или главы, эпиграф и т. д. Располагается, как правило, на правой запечатанной полосе с пустым оборотом. Колонцифру, колонтитул, норму и сигнатуру на шмуцтитуле не ставят. Он может быть наборным, рисованным, комбинированным, декоративным и сюжетно-иллюстрированным в зависимости от типа издания. При экономном оформлении произведения шмуцтитул заменяют шапкой - кратким заголовком, помещаемым над текстом начальной полосы книги или ее части, главы и отделяемым от текста крупным пробелом.
К титульным элементам относятся также колонтитул, колонцифры, сигнатура, норма, о которых речь уже шла ранее, и аппарат книги - выходные сведения, содержание (оглавление), предисловие, прикнижная аннотация, примечания, комментарии, указатели.
Оглавление