"Король жив" - четвертый фильм догматиков, три первых фильма "Идиоты", "Песнь Мифунэ", "Торжество" стали в свое время сенсациями на Каннском и Берлинском кинофестивалях.
Тем не менее, эта картина не только интереснее за первые три (опираясь на мой субъективизм конечно), но и намного любопытней.
Фильм снимали по всем правилам ограничений - отсутствие спецэффектов, декораций, закадровой музыки - в заданных условиях отсутствие технической базы на площадке и сьемка ручной камерой наверное и есть единственно возможный способ передачи внутрененнего состояния героев. И если в предыдущих Догмах все достаточно натурально, открыто, смешно и трагично одновременно, то тут - больше условностей, игры и много-много красивостей.
Короче говоря, это история девяти пассажиров раздолбаного автобуса, которые заблудились посреди пустыни, рядом с забытым Богом селением, без пищи и воды естессно. И помощи ждать неоткуда.
Как выжить?
Для кинематографа тема сюжета не новая и хорошо эксплуатированная - выживание человека в экстремальных ситуациях интересно всегда.
Но в данном случае режиссер не развивает тему противостояния человека и природы, безвыходного положения, экстремальности ситуации, а скорее тему искусства как способа раскрытия человеческой сущности, и именно потому героям не важно "Как" (поиски еды, воды, пристанища), а важно "Что" - что сделать со своими нервами, что бы выжить.
И тут начинается самое интересное - что бы занять себя чем то существенным, а по сути спастись, они разыгрывают "Короля Лира" - терапевтический ход в условиях оголенности чувств и слишком фотогеничной пустыни, хотя он не только спасает, но и проявляет внутренние фобии, сексуальные проблемы, неровности в отношениях, а некоторых вообще провоцирует на самоуничтожение.
Цитируя одного героя, перед нами открывается "фантастический стриптиз, оголяющий примитивные человеческие потребности".
Мне вначале мелькнула заезженная шекспировская фраза, что "Жизнь театр, а мы актеры в ней", и что наверное так и нужно ставить пьесы: задавать актерам такие условия, что бы потом на сцене перед публикой они вели себя как в пустыне, что бы уже не роль - а своя кожа.
Хотя, с другой стороны, что такое роль, если пустыня - это жизнь? И эти заблудившиеся девять - это мы, люди, потерянные в своих городах, городишках, в своих мыслях и в самих себе.
Это мы - растерянные и испуганные перед своей жизнью, в решении своих проблем.
Что мы знаем о жизни? Что мы о ней понимаем? Когда человек по настоящему чувствует себя счастливым?
Когда человек по настоящему понимает свою роль, не навязанную обществом, а свою собственную мисию, свой путь.
И именно тогда приходит спасение.