За Кино #тридцот шест/Книжное #двадцот чотыре! Будем Дюну в кено и в книжке обзирать!

Apr 03, 2024 20:50

У кого два пальца и он на днях нарушал технику безопасности?



Вот этот парень!

А пока у меня заживает палец, и я всё ищо никак не могу дописать псто за хобби, да и заняться им нормально тоже не выйдет, потому сделоем ко мы обзёр Дюны, благо там есть что обзерить и во второй половинке фильмы Вильнева и в ориегинальной книжке ХерГерберта Фрэнка!




Опщем, года два с половиной прошли с фильмы адын, и как и тогда, хоцца сказать сходу, Дюна Линча, как фильм, гораздо лучше. Она хотя бы смогла за джва часа рассказать [почти] всю интригу из книжки, смогла рассказать нахера вообще эта гериатрическая пряность - меланж нужна, и нахера спайс машт флоу! А Дюна Вильнёва же не рассказала НИ-ХЕ-РА. Вообще. Зеро. Нуль. Пустота. Просто красивые картинки двигаются вокруг дебильно пустого повествования. И в целом все главные интриги из книжки за пять с копейками часов совокупного хронометража на экран не попали! Сука, как?

А так, что Дэни Вильнёв решил поиграться в Тарантину, не будучи Тарантиной, т.е. спродюсировать, написать и снять своё кено, пусть первые джва пункта он делол совместно с другими людями, но вышло говняно, такое вот чуйство, что из-за центрального видения полотна. И если в первом кено повествование было хотя бы туда-нисюда (подозреваю, что со-сценарист Эрик Рот внёс свою лепту в это), то второе кено это уже ад сплошнейший, и что веселее, у него есть прямые сценарные противоречия с первой частью (подозреваю, что это так сказалось отсутствие Эрика Рота). Вообще надо сказать, что в ансамбле работавшем над фильмом только один Эрик Рот что-то нормальное и написал, продюссеров же толковых у кина не было вообще, а те что были, по работам если судить, чмошники безвольные и режибссёры с напором и гонором ими могут крутить. И вот тут мы и вертаемся к Вильневу. Он всё-таки выложил основное видение кина, в том числе сценарное. Он и виноват в том, что получился кусок кинопродукта!

Тут надо, правда, отметить, что картинка конечно высший класс, в фильмографию Вильнёв могёт, как немного кто чичас, даже жуткая экранка не мешает восхититсо. Образы пустынной испепелённой солнцем Дюны - отличные, Харко на Гиди Прайм вышел отвал бошки. Экшон в кине поставлен красиво, хоть и нелепый донельзя. Но одной картинкой ты кина не сделаешь! Каким бы ты хорошим режибссёром ни был.

Вот тут правда заковыка: вопросы есть к режибссёрским заданиям актёрам. Пол, как и в первом кине истерит и понтуется беспонтово; Зендая бревно-бревном, ну не тянет она на фременку, так обычная деффка из ЭлЭй или откуда оно там происходит; Ребекка Фергюсон всё такая же неврастеничка, только теперь на спайсах и религиёзном экстазе, а никак не Бене Гессерит, ставшая ещё и Преподобной Матерью; Хавьер Бардем играет годно и в его персонажа есть вера; Скарсгард - демонический; Бролин - стоический и ехидный (ну он вообще неплохой Гурни Халлек, затык только в том, что лучшим Гурни Халлеком был бы Дейв Батиста, хе); Дейв Батиста ну нифига не Раббан и уж сильно тупой, злой и истеричный; а из Остина Батлера вышел отличный на-барон Фейд Раута, он как раз ровно настолько сколько надо красивенький сладенький и демонический, даже испоганенный образ лысых Харконенов его не сильно портит; Кристофер Уокен, как император Шаддам - странный донельзя, да и не веришь в него. Персонажи в итоге вышли писят на писят, какие-то удачные, а какие-то просто мимо по всем статьям. Хуже всех конечно Зендая, да и фремены в целом. Вот как такое дико замкнутое общество, постоянно живущее закрытым коллективом в изгнании, может быть настолько сильно этнически разнообразным? Да никак не может - это дурь. Глаза им опять же лишь чуть-чуть засинили, хотя в оригинале то глаза иббада, синяя бездна, в которой хрен ты зрачков различишь, оттого фремены воспринимаются совсем чужеродно относительно главного героя, который под конец, отморожившись в край, и обретя в процессе такие же глаза, становится совсем, как они.

И вот отсюда, от тех же фременов можно перейти к сценарной идиотии, а именно теперь, в монолитном, напрочь религиозном тащем-то обществе фременов, которые своих городских соплеменников воспринимали, как чушпанов недалёких и жалких, откуда-то взялись фремены прогрессивные, с кучей баб свободных и независимых, которые пророчество за Лиссана Аль-Гаиба на известно чём проворачивали... На этом моменте мне захотелось кено выключить. Да и вообще, что в первом фильме, что во втором, то, как пророчество фремены воспринимают передано через это самое место. В первоисточнике в Поле Атриде не уверены, как в мессии, очень долго. Он должен пройти целый ряд посвящений и проверок, чтоб его таки начали считать хотя бы за своего, не то чтоб за мессию, а уж его обучение аристократическое военное, да с уклоном в ментата, о чём в кине ни слова, применённое к войне, вообще заслужило ему почёт и таки укрепило его статус избранного из пророчеств. В фильме этого вообще нет, то в него, как мессию верят, то нет. А то, как он занимает высочайшее положение в обществе фременском вообще не показано ни кадра, просто раз - и я тут главнюк главный! Более того всё повествование кина нумер два умещается в месяцев семь-восемь от силы, когда в первоисточнике это лет под шесть в боях и походах, во что больше веришь. Как и почему это не показали за хронометраж два сорок, я хер знает.

Другой момент, который выпал из обоих фильмов - причина интриги "Император плюс барон Харконен версус Герцог Лето Атрид". Я уж промолчу, что основной момент интриги, прямая военная помощь Императором оказанная Харконену была тайной, сардукары в униформе Харконенов действовали, чтоб их не узнали, а не как в кине. Не там были лишь общие формулировки, но никакого внятного объяснения, которое бы ещё показали. Опять же, у нас тут пять часов хронометража! Сериал целый считай из серий семи минут по сорок. А за них одной интриги внятно показать не смогли!

А интриг в книге было куда больше, одна ветка того, что Герцог Лето знал о ловушке и возможном наличии предателя, да ещё и получил подложное послание, подкинутое демоническим Володькой, с якобы обозначением Леди Джессики предателем, чтоб посеять вражду в доме Атридов, подозрения в её сторону со стороны Туфира Хавата, показная холодность Герцога, верного своей наложнице, которая должна была нагнать дезы шпионам Харконенов, чего стоит! Я уж молчу о том, что Император и Володька яростно интриговали друг на друга, да так, что Император напрямую угрожал Володьке, что раааз и наследника твоего или не признаю, или вообще сейчас чужими руками укокошу, через соблазнение от Леди Фенриг, руками её якобы взревновавшего мужа [генетического евнуха] Графа Фенрига. Что Император подсылал сардукаров на Дюну шпионами в среде контрабандистов. Да и уж одни интриги в доме Володьки, который обманом затащил к себе ментата Туфира Хавата, вообще исчезнувшего из кина после первого часа, какие происходили! При участии Туфира между бароном и его племяшкой Фейдом Раутой была подковёрная борьба: Фейд очень сильно стремился стать бароном пораньше и именно он [с помощью ментата] подстроил инцидент во время гладиаторского боя на своём дне рождения, и через него поменял часть ключевых персон при дворе Володеньки на своих людей. Ну и к тому же всему двору барона и самому дядьке показал какой он удалой, и что его не стоит недооценивать, а вообще по-хорошему стоит и опасаться. А потом ещё и пытался дядюшку барона убить! Только вот не вышло, Туфир постоянно играл на обе стороны и его предупредил. Тут просто любую из этих линий за хронометраж можно было бы показать, опять же, его дохрена. Линч главные показал так или иначе, а на многие хотя бы намекнул. Чую, что будь у него часов пять хронометражу и желание (хе-хе), он бы показал вообще всё и ещё бы сверху досыпал чего!

И я даже не буду распространятся за то, как убого, нелогично и бессмысленно в кине показана война.

Короче кино это не кино нихера. Так, движущиеся картинки. Краааасивые, но за ними или пустота, или тупизна. Смотреть ли? Скорее нет.

PS. Видал мнение, мол де Дюна Виллиньёва - это новый Властелин Колец в кено ииии..... ну нихера вообще. ВК Петьки Джексона - это молния в бутылке, что-то случайное и одно на миллион, даже сам Джексон повторить не смог, как ни пытался с Хоббитями и прочими Кинг Конгами. В ней [почти] идеально всё, от дизайна декораций, костюмов, снаряжения и интерьеров, до подбора локаций, кастинга актёров и музыки написанной к фильмам. При этом ВК экранизация далеко не идеальная, очень и очень и очень хорошая, но не идеальная. К тому же это в полном смысле Кино с большой К. Дюна же Вилинёва - херовенькая адаптация со спорными дизайнами, очень далёкая от первоисточника, с плохо работающей музыкой, которая чаще мешает картинке, к тому же, и как кено оно работает плохо, слишком не связное и рваное повествование, из которого не складывается цельной истории. Увы. То, что это хавают так охотно и перехваливают, эх, говорит о неискушённости зрителя и общей безблагодатности капиталистического кинопроизводства последних летов.




Хмммммммм. С какой же стороны к разговору о нёй-то подойти? Дюна Фрэнка ХерГерберта - это без сомнения колосс, который изменил научную фантастику (и космическое фентези) навсегда своим появлением. При этом, это далеко не такой шедевр, как Властелин Колец Толкина. Not even by a mile, как гритсо. Но, тем не более Дюна оказала огромное воздействие на мир популярной литературы.

Начать, пожалуй, стоит с ответа на вопрос, в каком же переводе читать? Ни в каком, все говно! Есть менее говняные, есть более. Старые переводы чуть лучше с точки зрения русского языка, в котором оперируют, новые есть с частично правильным переводом названий, НО все они просирают огромные части смыслов и нюансов топорностью переводческой работы. Выход из этого только адын - читайте ориегинал, ну или хотя бы на одном из языков близкой к англыцкому группы почитайте. Иначе пропустите ооочень многое из вложенного в книжку, в особенности весь тот шизофренический колорит, который в неё вложил автор.

И, пожалуй, стоит перейти к нему: двадцать плюс-минус тысяч лет в будущее, на просторах галактики установилась невероятно эклектичная человеческая империя, в которой в один залихватский клубок сплелись феодальное сословное общество на манер европейских государств периода раннего разложения феодализма и становления капитализма, с соответствующей им помпой и названиям: тут тебе и явно германизированное название основного органа самоуправства империи - ландсраад, совета лордов, или Combine Honnete Ober Advancer Mercantile или CHOAM, тот самый хрен-ты-переведёшь синдикат ЧОАМ, который производит в галактике считай всё, и в том числе торгует гериатрической пряностью - меланжем; с явным ближневосточным-кауказским колоритом, который мы видим сразу по тому, как все-все-все ходят с кинджалами, слющий! Куча названий прямо отсылают к арабскому миру, так Императора имя Шаддам, основополагающее событие в истории мира, сделавшее его таковым, какой он и предстаёт читателю - Баттлерианский Джихад и т.д. Даже религия будущего эклектична в своей Оранжевой Католической Библии в которой сплелись христианство, ислам и дзен-буддизм. Вообще мир книги - эклектика в высшей степени, аж до уровня её полной чуждости читателю, вне зависимости от его национальности. Это буквально инопланетный мир без инопланетян.

Дополнительно добавляют к этому специализированные люди-компьютеры ментаты, куча практик контроля тела, вплоть до выглядящих полностью невероятными техник Бене Гессерит, или математического предвидения членов Навигационной гильдии, направляющих космические корабли сквозь пространство и время. Мир Дюны через это мир наивысшего развития человека и человеческого разума. Концепты, с точки зрения научной фантастики - зашибенские! Особенно в то время, 1965 год, на минуточку! Тогда в основном была фантастика про бравых покорителей чуждых планет на хромированных космолётах, да сражения с чужими на всяких бластерах, а тут такое.

Но и кроме всего перечисленного у Дюны есть основная идея: экология. Как отдельного мира, его сосуществования с людьми, того, что люди должны оказывать на мир позитивное воздействие, а не только истощать его экологическую систему, но так же и про экологию человеческого общества - самый слабый аспект книги, с дурацкими идеями. Таки очищение и усиление человечества через войну, через геноцид священной войны, скорее не произойдёт, чем произойдёт. Как и посыл о том, что ужасающие условия порождают самых продвинутых и непобедимых человеков, смешон. Нет, пустыня создаст человеков, которые умеют выживать, но это будет всё, что они умеют, сильных способных воинов из них не выйдет, тем более уж для конфликтов меж звёзд.

И с этого можно перейти ко всем слабым сторонам книги: технологии и мир. Про материализм, наш обкушавшийся своим хобби горе-эколог Герберт, не знал, оттого устройство общества у него изначально невозможное и нестабильное. Да и вообще все материальные аспекты его устройства слабы. Начиная с того, что [персональный энергетический] щит останавливает быстрый удар, но медленный не может. Хммм. Я тут прям вижу связку гамбезона, шлема и кольчуги, с возможными дополнительными аспектами бригантин, да пластинчатого доспеха, для мега защиты под энергетическим щитом. И колите кинджалами друг друга сколько хотите, всё равно убить теперь станет крайне нетривиальной задачей. Я уж молчу про то, что уж защиту от ядов после нескольких войн-ассасинов могли уже разработать такую, что хрен ты кого отравишь, просто все абсолютно аристократы неуязвимы к ядам будут. Прорвы времени в будущее, а развития словно и нет. Не говорим и о том, что структура общества в виде "треножника" [по Герберту] не будет работать, если есть три полюса силы, два из них неизбежно объединятся, чтоб уничтожить третий и потом уже попытаться разобраться промеж собой, где и может наступить паритет. Чиво уж там, Навигаторы могли давно уже забрать себе Арракис и, имея монополию на передвижение по космосу, диктовать всем свои условия, вплоть до создания империи управляемой Гильдией.

Т.е. мир у Герберта конечно дотошно проработан, но дуратский донельзя. А ещё он дикий зануда. Дюна это вообще самая занудная фантастика среди занудных фантастик. И первый том серии ещё ничего, бодрый. Ну и шизы в нём меньше всего. А вот за что можно похвалить автора - так за интриги, вот с ними он смог. Как люди режут и кидают друг друга, в общем идёт цивилизованная жизнь, читать интересно. Как и про главного героя произведения: Поля-Пауля-ляПола Атрида. Урода во всех аспектах, результат чудовищных евгенических экспериментов, да и вообще оборотную сторону монеты, имя которой "венец развития человеческого разума". А ещё он же по совместительству самосбывающееся пророчество! К слову персонажи книги её одновременно самый сильный и самый слабый элемент. Они очень живые, и при этом настолько обесчеловеченные в своих поступках и мыслях, что сопереживать вообще не кому. А это прям жестокий промах любого произведения!

Почитать Дюну Герберта можно (если осторожно и ни в коем случае не трогая остальных частей серии, особенно дописанных и написанных сынишкой его!), но в целом это чтение ради того, чтоб посмотреть, откуда ухи растут у кучи современного сай-фая и межзвёздного фентези, начиная от каких Звиздатых Военов и кончая Вахаммой Сорок Ка!

В следуюсчий раз, надеюсь, напишу, за шагрень (и то смог ли я яё подебить), вкатывание обратно в покрас, да про то, как долго и упорно добираю кылл тымы криговских ветеранов и штормтруперов, ну и про навис набелите надо будет слово замолвить... К тому же и про кено накопилось, и про прочие книжке, пока я хоть чего помню!

книжке, кено

Previous post Next post
Up