Что почитать?

Oct 10, 2014 13:43


Нобелевская премия по литературе 2014 года присуждена прозаику Патрику Модиано за искусство работы с исторической памятью.

Патрик Модиано, безусловно, один из крупнейших современных французских прозаиков. Он родился в 1945 году и принадлежит к тому же поколению, что и Ж.-М. Г. Леклезио, получивший Нобелевскую премию по литературе за несколько лет до него. Сам он уже был лауреатом других престижных премий, включая Гонкуровскую (1978).


Он автор двух десятков романов, первый из них вышел в 1968 году; несколько книг переведены на русский язык. Многие из них связаны с эпохой оккупации и коллаборационизма, память о которых долгое время оставалась во Франции неосмысленной исторической травмой. И Модиано выводит ее на свет, пробуждает в читателе историческую совесть, заставляет страдать не за абстрактную общую вину, а за личную, семейную судьбу. Он хотя и родился в парижском предместье, но был сыном двух «неполноценных» французов - бельгийской актрисы и торговца-сефарда, в годы оккупации жившего по подложным документам и под постоянной угрозой гибели. И в воображении романиста воспроизводятся блуждания в мире оккупированного Парижа, где на людей охотятся гестапо и коллаборационистская «милиция», где фашистская пресса, провозглашая (дословно) «весну и обновление» французской нации через союз с гитлеровской Германией, сама зарабатывает шантажом, где орудуют всевозможные авантюристы и махинаторы, спешащие воспользоваться военной неразберихой. Герои романов сами втянуты в эти темные дела, вязнут в этой среде, пытаются из нее выбраться, гибнут в безнадежном бунте. Модиано был одним из сценаристов фильма Луи Маля «Лакомб Люсьен» - о юноше, который чуть не стал партизаном Сопротивления, но вместо этого поступил на службу в «милицию», соучаствует в ее преступлениях, хотя при этом пытается спасти семью еврейских иммигрантов.
Модиано пишет технично, используя некоторые приемы «нового романа». Он сплетает до неразличимости речь рассказчика и героя, насыщает текст историческими деталями и реминисценциями, создавая призрачный, подобный сновидению мир, где человеку не на что опереться. Все движения проваливаются в пустоту, все поиски, включая поиски собственного отца, теряются в лабиринте улиц и адресов, откуда возникают заголовки некоторых романов: «Площадь Звезды», «Бульварное кольцо», «Улица Темных Лавок»…
История, литература и совесть - таков состав лекарства, которое Патрик Модиано прописывает читателю. Снадобье горькое, порой даже мучительное, но целебное.

Источник

что почитать?

Previous post Next post
Up