Одна голова - хорошо, а две - уже банда. Называлась банда «Дыра в стене», что по-русски звучит, конечно, странно, зато в оригинале - «Hole in the Wall» - вполне себе бренд. Промышляла она, как и полагается, грабежами на Диком Западе. Заправлял бандой Буч Кэссиди. И был у него верный друг Сандэнс Кид. Причем, все это было на самом деле. Киношники историю просто адаптировали.
Впервые фильм «на основе реальных событий» про Буча и Сандэнса был снят на заре кинематографа, в 1903 году, назывался он «Большое ограбление поезда» и стал основополагающим для жанра вестерн.
Режиссер Джордж Рой Хилл про жанр все понимал и начинал историю «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» 1969 года «немыми» кадрами. Которые смотрятся то ли документальной хроникой, то ли визитной карточкой вестерна.
«Бутч Кэссиди и Санденс Кид» стал фильмом выдающимся, по крайней мере, из ряда вестернов, потому что он совершенно неправильный вестерн.
Рой Хилл и не следует букве жанра, и не пародирует его.
Он просто дает понять, что знает как надо, но делает, как хочет. Поэтому пара Буч и Сандэнс мало похожи на обычных «хороших, плохих, злых» героев. Поэтому сцены конных атак на подвижной железнодорожный состав в наших «Неуловимых мстителях», например, выглядят куда более зрелищно. Ну, а когда, через полтора часа просмотра, вдруг выясняется, что глава банды, гроза банкиров Америки и Боливии Буч Кэссиди «никогда не стрелял в человека», понимаешь, что кино это не про суперменов, а про людей.
Особенно трогательно человечность проявляется в сценах с дамой. Обычно главная героиня вестерна - это либо крошка полусвета, либо дочь хозяина ранчо. И в том и в другом случае - она сильно нуждается в помощи ковбоя на белом коне.
Здесь же Этта - вполне самодостаточная школьная учительница. Которая, правда, никак не может разобраться, кого же любит - Сандэнса, или Буча.
И песня
«Raindrops Keep Fallin’ on My Head» - дождь барабанит по башке, а мне по барабану - как раз звучит, когда Буч катает Этту на велике, пока Сандэнс спит.
Бёрт Бакарак за «Raindrops Keep Fallin’ on My Head» получил Оскара, а песню - кто только не перепевал: от Энгельберта Хампердинка до Людмилы Гурченко («Вокзал для двоих»).
А вообще за музыку к фильму композитора наградили еще и Золотым глобусом с Грэмми. Потому что музыка в фильме звучит редко, но очень метко. И совсем не по-вестерновски. Без пафоса. Банки Боливии, например, Буч, Сандэнс и Этта грабят под чудный вокализ в духе Татьяны и Сергея Никитиных.
В общем, хорошие герои, человечные. Жалко - плохо кончили. Вопреки законам жанра - сгинули под градом пуль.
Но ничего. Главное, чтоб Том Круз не осуществил свою мечту: не снял бы римейк и не снялся бы в роли Буча. А то получится полная «hole in the wall».