В.Таблер. Текла Швянтойи

Jan 06, 2020 20:35

Текла Швянтойи*

И было лето. И было утро.
светло, лазурно.
Все было в мире легко, нетрудно
и все разумно.
Река ШвянтОйи струилась плавно
и равномерно.
Все было важно, все было главно,
все было верно.
И шмель гудящий, и ужик скользкий,
и птах парящий
не мыслью были в усталом мозге,
а настоящи.
Чешуйки, шерстки, цветы, коренья
волокна, нити -
все отвечало предназначенью,
делам, планиде.
Кому-то - когти, кому - копытца,
кому-то -крылья.
Кому быть ловчим, кому ловиться -
успеть в укрытье.
И совершались в одно мгновенье
легко и чисто
кровопусканье, кроветворенье,
любовь, убийство.
Все было свито в узлы, узоры,
круговороты
воды и праха, семян и сора,
судЕб, свободы.
Бессонье с дремой, покой с движеньем -
все было равным.
И совершалось плодоношенье
назло потравам.
И было лето. И было лепо.
И день погожий.
Текла Швянтойи полоской неба,
слезою Божьей.

*ШвянтОйи - река в Литве (вернее, даже две реки с одинаковым названием, одна - приток Нериса, другая впадает в Балтийское море в поселке с одноименным названием, в данном случае речь идет о притоке Нериса).Швянтойи в переводе Святая. В них крестили Литву

От себя добавлю. Была у нас на этой реке база отдыха, с папиной работы. Построили ее монтажники для себя - переделали из старой усадьбы, из избы, сараев и коровников,  Получилось чудо, с  камином и отдельной кухней, с насосом в колодце, откуда вода текла на летнюю кухню с газовыми плитами, где можно было готовить, из общего зала для бесед, стол для бильярда и тенниса, бани и светящаяся ночью иллюминатором ракета - сделанная из нержавейки водонапорная башня.  Так сработали хозяйственные литовские мужики для себя. Получилось дешево и сердито - эта база стала нашим Крымом и  Кавказом, нигде больше мы не отдыхали много лет. И вот там текла Швянтойи, святая река, лучше которой нет. Там было все: места для купания малышей, где утонуть невозможно, там были омуты для ныряний больших и смелых, там были места для рыбалки с удочкой и камни, где ловилась рыба и раки руками.  Рядом была усадьба местного рыбака, тот мог поймать руками десятки рыбин размером с полметра и отдать отдыхающим бесплатно. Рядом были усадьбы литовских крестьян, где продавали  жирнющее свежее молоко, свежие яйца и прочие сельские радости.  Пару раз в неделю приезжала автолавка с хлебом и чем-то еще, не помню, с чем, так как нам не нужно было ничего - молоко, грибы-ягоды, картошка. Однажды я там за месяц, собирая землянику по 6 часов в день, питаясь только гречкой с молоком и ягодами, похудела за месяц на 7 кг, легко и просто.  Мишка мой после месяца отдыха там, бегая босиком по лужам и росистой траве, избавился от мучающих его отитов и всяких других простуд насовсем.  Ему было 3 годика и радостней, здоровее лета в нашей жизни уже не случилось.
Вова отдыхал там несколько лет подряд тоже, когда был подростком, лет с  14. Любил ловить рыбу, нырять-купаться, однажды мы с ним вдвоем сплавились на гребной плоскодонной лодке до места впадения Швянтойи в Нерис. Теперь думается, что и у него счастливее времени в жизни не было.
После Вовиных похорон мы поехали на то место, где стояла эта база отдыха. Трудно было найти даже следы ее существования, все заросло бурьяном, развалины с трудом угадывались в кустах и  канавах.  Папы не было уже, его монтажной конторы тоже, земля была наверняка приватизирована и перепродана, Швянтойи текла невозмутимо и спокойно, Наверняка по утрам на ее берега выходят и сейчас еще больше диких животных и поют еще больше птиц - некому их пугать.
  Вот такая она примерно, своих фото у меня нет,  погуглила


В.Таблер. Стихи, Дыбр

Previous post Next post
Up