Сегодня вычитала, что махонький (спорит за звание самого маленького города Англии с 790 жителями) городок Маннингтри, расположенный очень недалеко от нас, - знаменитость. Но слава та сомнительного толка.
Городок этот некрасив и даже где-то неприятен. Я его никогда не любила.
Есть там, правда, устье реки Стур, в котором расположен типа порт и парусный клуб. Но мне как-то особенно везет попадать туда во время отлива, когда вся морская краса превращается в огромное неоглядное море темно-коричневой грязи.
Так вот, славу городу в 17 веке принес один человек - знаменитейший в истории Великобритании охотник на ведьм Мэтью Хопкинз. Он в одиночку разоблачил и собственноручно повесил более 300 ведьм, больше, чем вся остальная Англия за весь период охоты на ведьм. И все это он успел провернуть за 2 года своей деятельности, потом Господь в своей великой милости прибрал этого верного своего слугу, дав ему пожить на свете лишь 29 лет. Туберкулез, написано в церковной книге. Но народу нравится верить, что его подвергли проверке водой, как его жертв, и он утонул.
Говорят, что этот религиозный фанатик мог пойти, повесить какую-нибудь женщину, и вернуться домой доедать свой ланч.
Дела ведьморазоблачительные хорошо оплачивались из местного бюджета, существовал специальный налог. В архивах остались записи о выплате ему хорошей суммы за ударную работу - примерно равна сегодняшнему среднему годовому доходу по стране.
Ведьм найти ему было несложно, любая женщина могла иметь непонятные пятна на теле, кто-то мог подозревать ее в наведении порчи на людей или скот. Но почему-то ни одна богатая и знатная не была ведьмой. Все из простонародья.
Тут есть текст из Вики, если есть желание, можете прочесть, но меня заинтересовала гибкость судебных органов, и наличие неких законов, которые нужно было умело обходить, чтобы вешать этих бедолажек. Никакого произвола, все строго по законам и процедурам. Очень добрая старая Англия...Других героев этот город родине не подарил, увы. А религиозного фанатизма нет уже, слава тебе, Господи
Охота на ведьм
После Ланкастерского суда над ведьмами, прошедшего в 1634,
Уильяму Гарвею, врачу английского короля
Карла I, было поручено обследовать четырёх обвинявшихся в колдовстве женщин,
[28] и после этого появилось требование приводить материальное подтверждение подобных обвинений.
[29] Работа Хопкинса и Стерна состояла не обязательно в том, чтобы найти доказательства совершённых обвиняемым злодеяний, а в том, чтобы доказать факт его сделки с
дьяволом.
[30] До этого момента преступления обвиняемого рассматривались наравне с аналогичными деяниями других преступников.
[31] Когда факт добровольной сделки с дьяволом считался доказанным, обвиняемый становился
еретиком, что само по себе было величайшим преступлением.
[32] Как в
континентальном, так и в
римском праве колдовство считалось настолько тяжким преступлением, что на него не распространялись обычные юридические процедуры. Поскольку сам дьявол не мог «сознаться» в совершённом преступлении, считалось необходимым получить признание обвиняемого человека.
[33] Стерн и Хопкинс действовали преимущественно на территории наибольшего пуританского и парламентаристского влияния. В основном это были области под контролем Восточной Ассоциации - мощной армии сторонников Парламента, с 1644 по 1647 базировавшейся в Эссексе. Он начал свою карьеру охотника на ведьм после того как в марте 1644 подслушал в Маннингтри разговор нескольких женщин, обсуждавших свои встречи с дьяволом. Фактически, Джон Стерн первым выступил в качестве обвинителя по делу о колдовстве, а Хопкинс был его помощником. Процесс проходил в 1645 году в
Челмсфорде. Четыре из обвиняемых умерли в тюрьме, остальные 19 были осуждены и
повешены. В то же время, согласно другим записям этого периода (кроме
Мидлсекса и уставных городов), все приговоры по делам о колдовстве выносились судами присяжных. Хопкинс и Стерн в сопровождении женщин (для испытания уколами) вскоре уже путешествовали по всей восточной Англии, утверждая, что выполняют распоряжение Парламента. Их услуги хорошо оплачивались, и предполагается, что это и был мотив их деятельности.
[41] Хопкинс утверждает,
[24] что «оплата шла на обеспечение его компании вместе с тремя лошадьми»
] и что он брал «по двадцать
шиллингов с города».
]Впрочем, согласно записям в
Стоумаркете (
en), Хопкинсу было выплачено 23
фунта стерлингов (6700 фунтов на 2011 год), не считая дорожных расходов.
[44] Выплаты Хопкинсу и его компании были настолько велики, что в
Ипсвиче в 1645 году пришлось ввести специальный налог.
[45] Парламенту было хорошо известно о деятельности Хопкинса, о чём свидетельствуют обеспокоенные отчёты о судах над ведьмами в городе Бери-Сент-Эдмендс. До начала процесса в Парламент был направлен отчёт о том, что «возможно, для получения признания использовались недозволенные средства» и в Бери выслали специальную комиссию (
англ. Commission of Oyer and Terminer) для проведения суда над ведьмами.
] После суда и казни парламентское издание «Moderate Intelligencer» (выпуск от 4-11 сентября 1645 года) выразило свою обеспокоенность делами в Бери.
Методы расследования
Хотя
пытки в это время уже были запрещены в Англии, Хопкинс нередко использовал различные методы устрашения (
депривацию сна, к примеру), чтобы добиться от своих жертв признательных показаний.
[47] Он мог надрезать руку обвиняемого тупым
ножом - если не начиналось
кровотечение, обвинение в колдовстве считалось доказанным. Ещё одно испытание состояло в том, что предполагаемую ведьму привязывали к стулу и бросали в воду. Если обвиняемой удавалось выплыть, её казнили как ведьму. «Теоретическое» обоснование этого способа было в том, что вода не примет ведьм и колдунов, отвергших таинство
крещения. Хопкинс получал предупреждение о недопустимости использования этого испытания без согласия обвиняемого.
[48] Как следствие, к концу 1645 года испытание водой вышло из употребления.
[48] Хопкинс и его помощники, кроме того, искали на теле обвиняемых «
метку дьявола (
en)» - отметину, которую дьявол оставляет на теле всех заключивших с ним сделку, маленькое пятнышко, нечувствительное к
боли и не исторгающее крови при уколах. На самом деле такой «меткой» чаще всего оказывалась
родинка.