Статья эта меня удивила. Нам на советских уроках истории внушали всегда, что царь Николай второй был плохой, слабый правитель и довел страну до того, что она стала “беременной революцией”, чем и воспользовались большевики, захватив власть. Пост Леонида Андреева, спасибо ему. Он публикует в день до пары десятков интереснейших постов, несмотря на очень почтенный возраст и поражает разнообразием интересов и энергией.
https://systemity.wordpress.com/2023/06/22/elite-5/ Предвкушаю интересные коменты, ведь в ЖЖ тьма тьмущая великих знатоков истории.
Вопреки широко распространенному ложному утверждению об отсталости России, на самом деле, Российская империя, образованием которой считается 1721 год, к концу XIX - началу XX веков характеризовалась небывалым ни до, ни после расширением своих границ и невероятным экономическим ростом. К 1913 году Россия, расположившаяся на шестой части суши, входила в пятерку самых развитых и благополучных стран, занимая ведущие позиции в мире по темпам роста национального дохода, производительности труда и уровню концентрации производства. Россия начала XX века - один из крупнейших в мире производителей продукции цветной и черной металлургии, продукции машиностроения и добычи угля и нефти. Обогнав Америку, в 1901 году Россия получила звание глобальной энергетической державы, хотя вскоре американцы вернули первенство, тем не менее, второе место осталось за Россией.
Вне зависимости от необычайно высоких темпов развития металлообрабатывающей, химической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, в царское время не существовало разрыва, присущего советскому периоду, между тяжелой и легкой промышленностью. Российская легкая промышленность также являлась крупнейшей в мире, обеспечивая ситцем даже Китай и Индию, мирового традиционного лидера в производстве тканей. Благодаря запрету Николая II на вывоз из России круглого леса и экспорт сырой нефти, Россия не являлась сырьевым придатком, она не только поставляла нефтепродукты за границу, российское моторное масло было лучшим в мире. В целом, с 1885 по 1913 годы продуктивность промышленности России выросла в 5 раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира. Документальные подтверждения:
https://www.charmingrussia.ru/2016/06/blog-post_26.html Небывалый промышленный рост проявился благодаря возрастающей производительности труда, достигнутой за счет технического перевооружения и внедрения научной организации труда. В России сформировалась школа научной организации труда, выпускающая в периодической печати серии статей посвященных данной тематике. К началу Первой мировой войны в России научно обоснованная организация труда применялась на 8 заводах, в то время как во Франции только на одном. В период с 1900 по1913 год происходил активный рост промышленного производства, наблюдаемый практически во всех отраслях промышленности России и разрыв между Россией и США по темпам роста продуктивности и производительности труда неуклонно сокращался.
Таким образом, к 1914 году Российская империя, разрабатывая уникальные проекты, многие из которых значительно опережали свое время, вышла на первое место по темпам промышленного производства. Необходимо отметить высокое качество продукции Российских предприятий, продававшейся по всей Европе и удостоенной наград на всемирных и всероссийских выставках. Российские фабрики «Проводник» и «Треугольник» являлись одними из крупнейших производителей шин, вслед за французской компании «Мишлен», занимая второе и третье места в мире. Русские шины продаваемые на всех континентах, считались по праву лучшими в мире и пользовались огромным успехом. Предприятия, гарантировавшие высочайшее качество во всем мире, получили право изображения Государственного герба на своих изделиях и вывесках. Итак, отставая по абсолютным объемам продукции и производительности труда от США, тем не менее, по темпам роста промышленной продукции и производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив даже США.
Кстати, план электрификации всей страны присвоенный большевиками, создавался на стыке XIX-XX веков при царском правительстве. К 1917 году Россия сформировала производственный и научно-технический потенциал, для освоения природных энергетических ресурсов. Подготовка инженерных кадров, производилась высшими учебными заведениями, финансируемыми из государственной казны. Также для обсуждения конкретных планов строительства отдельных объектов и стратегических перспектив, в период с 1900 по 1913 годы, императорской Академией наук были проведены восемь электротехнических съездов. Именно на съездах в начале ХХ века Владимир Вернадский представил разработанный им масштабный проект, предусматривающий создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций (тот самый «ленинский» план ГОЭЛРО).
В 1876 году в России на Сормовском машиностроительном заводе для питания осветительных установок была построена первая электростанция. Затем в 1892 году на Алтае заработала одна из первых ГЭС на территории Российской Империи, построенная отечественными специалистами Зыряновская ГЭС. В этом же году вышла на проектную мощность гидростанция на реке Охта, построенная под совместным руководством Чиколева и Классона. В 1894 году под руководством инженера Смирнова построена на Васильевском острове в Петербурге крупнейшая в России электростанция однофазного тока. В мае 1903 года вблизи Ессентуков было заложено здание первой в России промышленной ГЭС «Белый Уголь» работавшей параллельно с Пятигорской дизельной тепловой электростанцией. Таким образом, именно специалистами Российской империи еще в 1913 году была создана первая в мире энергетическая система. Согласно данным министерства земледелия, в Российской империи на 1916 год работали 24 ГЭС.
Осуществление крупнейшего в истории железнодорожного проекта по строительству Транссиба началось 19 мая 1891 года во Владивостоке, за ним последовало проектирование метро в столице Российской Империи Санкт-Петербурге, когда в 1901-1902 годах сразу несколько инженеров предложили свои проекты метрополитена. Кстати, трассировка линий московского метро, запланированного к 1920 году к вводу в эксплуатацию имперскими инженерами, произведена гораздо позднее и тем не менее, также по разработанным в царской России проектам. Путиловский завод, работающий с 1900 года и занимавший первое место среди русских металлургических и машиностроительных заводов, уступая в Западной Европе лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии, также выдавался за достижение советской индустриализации.
Не стоит полагать, что экономический рост в России достигался за счет сверх эксплуатации рабочих, согласно мировой статистике рабочий день в Австралии равнялся 8 часам; Великобритании - 9; США и Дании - 9,75; Норвегии - 10; Швеции, Франции, Швейцарии - 10,5; Германии - 10,75; Бельгии, Италии и Австрии - 11 часам, в то время как, к 1908 году на фабриках Московской и Петроградской губерний средний рабочий день равнялся 9,5 часам. В целом, средний номинальный рабочий год русского фабрично-заводского предприятия составлял 264 рабочих дня, оставляя для праздников и выходных 101 день. После переворота, согласно нормам советского законодательства рабочий год был увеличен до 300 дней, оставив на отдых порядка 65 дней в году.
Закон устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях на производстве «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, а равно членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности» появился в 1903 году. Согласно закону при временной утрате трудоспособности рабочему следовало выплачивать половину, а при наступлении инвалидности - две трети среднего заработка, в случае смерти рабочего деньги выплачивались вдове и детям. Закон Российской империи «Об обеспечении рабочих на случай болезни», обязывающий предпринимателей обеспечивать рабочих бесплатной медицинской помощью, путем создания больничных касс (независимых общественных организаций, управляемых самими застрахованными) был принят 23 июня 1912 года. Недаром президент США Уильям Тафт во время встречи с промышленниками России публично заявил: «Ваш император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может».
Следует отметить создаваемые с царствования Александра III пенсионные кассы отдельных учреждений, необеспечиваемых государственными пенсиями, например на частных железных дорогах (закон 1888 года), для народных учителей и учительниц (1900 год) и земские пенсионные кассы, страховавшие земских служащих. Из пенсионных касс, выплачивавших пенсии по выслуге лет и по инвалидности, рабочие и служащие также получали пособие по болезни в виде обычного жалованья. Издание в 1897 году закона, устанавливавшего общие требования к пенсионным кассам любых частных предприятий, возлагало на предпринимателя ответственность за гарантию состоятельности кассы. Советская власть отменила выплату пенсий по старости и с 1917 до 1928 года они не выплачивались, затем, с 1928 года пенсии выплачивались только бывшим рабочим горнозаводской и текстильной промышленности. Выплату пенсий служащим постепенно возобновили только с 1937 года и вплоть до 1956 года размеры пенсий оставались совсем крошечными, хотя чрезвычайно малы они и сейчас.
Нелишне напомнить, что практически все стройки первых пятилеток, включая Днепрогэс, начинались и проектировались до 1917 года, так строительство «Магнитки» начатое в 1916 году, прекратилось в конце 1917 года и затем возобновилось лишь спустя 10 лет. Кстати, все производящие железнодорожные локомотивы заводы построены в дореволюционной России, так в 1857 году основан Невский машиностроительный завод, Коломенский завод заработал в 1863 году, в 1873 году построен Брянский завод, мастерские Владикавказской железной дороги одновременно с Луганским тепловозостроительным заводом с 1896 года стали выпускать локомотивы, также как и многие другие. На территории Российской империи находились 9 работающих автомобильных предприятий, на одном из них - Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, 8 июня 1909 запустили серийное производство автомобилей. В 1918 году завод, согласно постановлению Совета Народных Комиссаров был национализирован и переименован в Первый государственный бронетанковый завод, через год после выпуска в 1922 году 4-5 автомобилей, завод был передан в концессию фирме «Юнкерс», начавшей выпуск самолетов для немецких военно-воздушных сил.
«Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве», основанный недалеко от города Коломны в 1863 году военным инженером Струве, представил на промышленной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге первый русский трехосный паровоз, ставший первым локомотивом для самого завода, а затем, в 1907 году первый в мире буксир с дизельной установкой «Коломенский дизель». Благодаря продукции завода, удостоенной высших наград (Grand-Prix) на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и Всемирной выставке в Милане в 1906 году, завод получил право маркировки своих изделий государственным гербом Российской империи.
Первый в мире гусеничный трактор с двумя паровыми машинами, построенный и испытанный в 1888 году русским изобретателем Блиновым, появился задолго до массового их производства, начатого в 1917 году на заводах Форда в США. Блинов, первым запатентовавший гусеничный ход в 1879 году, в 1889 году продемонстрировал работу своего трактора на проходившей в Саратове выставке. Более ранние изобретения гусеничного хода были сделаны в 1837 году Загряжским, разработавшим «экипаж с подвижными колеями», затем Маевским, сконструировавшим в 1876 году гусеничный тягач с коробкой передач, позволяющей менять скорость передвижения «русского трактора». Прототип современного трактора, в виде самоходной колесной тележки с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, сконструировал в 1893-1895 годах последователь Блинова, Мамин. Он же в 1911 году завершил постройку трех моделей колесных тракторов с четырехтактными бескомпрессорными дизелями мощностью 20, 30 и 60 лошадиных сил.